Повышение мотивации обучающихся через игровую деятельность
Повышение мотивации обучающихся
через игровую деятельность
Айгуль ГАЛЯВЕТДИНОВА,
учитель начальных классов
многопрофильной гимназии №189
г.Казани
Аннотация. В статье рассматривается способы повышения мотивации обучающихся через игровую деятельность на уроках русского языка в начальных классах. В условиях современного образования, когда внимание школьников рассеяно, а традиционные методы преподавания кажутся скучными, игровая деятельность становится эффективным инструментом вовлечения. Прочитав данную статьб, вы можете узнать как улучшить усвоение сложных правил, развить коммуникативные навыки и креативное мышление.
Ключевые слова: повышение интереса, технологии личностно – ориентированного обучения, Технология проблемного обучения Технология критического мышления, эмоциональный интерес.
Повышение мотивации обучающихся
через игровую деятельность»
Русский язык, пожалуй, один из наиболее сложных предметов в курсе начальной школы. Но это и один из наиболее необходимых предметов. С помощью устной или письменной речи люди общаются ежеминутно, ежесекундно. Задача учителя – сделать эту речь правильной. А это возможно лишь при одном условии: когда урок интересен! А для этого нам понадобится игра.
В последнее время можно наблюдать стремительный рост интереса к игре во всех ее проявлениях. Она интересна детям и взрослым, ученикам и учителям, ученым и практикам. Это не удивительно, так как игра, понимаемая в самом широком смысле, позволяет соединить в себе то, что редко удается сделать в каком-либо другом виде деятельности – рациональное и чувственное начало в человеке.
Процесс обучения в его традиционных формах ориентирован на активизацию рационального, во многом он является насильственным по отношению к ученику. Зачастую учащимся приходится усваивать знания, учебные дисциплины, смысл которых они мало понимают и не видят в своем обозримом будущем возможностей их применения. Игра же, опираясь на чувственное (играть – это всегда удовольствие), переводит внешние знания во внутренний план личности, делая тем самым процесс обучения ненасильственным. Данное положение относится не только к детям, но и к взрослым, поскольку игра предоставляет большие возможности для решения профессиональных проблем в свободной и творческой обстановке.
Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра, наряду с учением, занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.
Безусловно, педагогическая игра – это часть учебного процесса и это ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное – стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку.
Психологи определяют игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. В ней ребенок активизируется как личность, через игру познает мир. В младшем школьном возрасте роль ведущей деятельности переходит к учению, к учебной деятельности. Этот переход не должен быть резким, поэтому игровые методики применяются главным образом в первом и во втором классах.
Функции игр:
Образовательная функция обозначает получение учеником новых знаний по изучаемому предмету, информации более широкого плана об окружающем мире, о нормах отношения между людьми. Во все времена с помощью игры дети постигали опыт старших поколений, культуру своего народа. Дидактическая игра позволяет учащимся глубже понять изучаемые явления. Если игра не содержит новой информации для учащихся, построена только на том, что они уже давно знают, то она им неинтересна, так как не требует мобилизации интеллектуальных сил, не создает экстремальных условий, в которых знания становятся личным достоянием учащихся. В игре, особенно у взрослых, формируются умения сознательно использовать свои знания, свой опыт для решения поставленных задач.
Воспитательная – одна из важнейших функций игры. В игре ребенок учится различать добро и зло, правду и ложь. В ней он приобретает высшие нравственные достижения, которые со временем становятся для него нормой, его актуальным (по терминологии Л.С. Выготского) уровнем. В игре ребенок как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения. В этом действии он не ощущает себя объектом воздействия воспитателей, он сам стремится к преодолению трудностей, сам ставит задачи и решает их. Важный аспект дидактической игры – это формирование отношений к явлениям окружающего мира, к фактам истории, к другим людям, к себе и взятым на себе обязательствам. Игра – это то средство, где воспитание переходит в самовоспитание, а использование игры в учебном процессе усиливает воспитательную функцию обучения.
Развивающая функция обусловлена тем, что в основе игровой деятельности лежит, по мнению психологов, энтерогенное поведение, то есть поведение, обусловленное внутренними факторами личности (потребностями, интересами), в отличие от эстрогенного поведения, определяемого внешней необходимостью. Психологической опорой игровой деятельности является переживание чувства собственного свободного выбора, поэтому игра и доставляет удовольствие, а само обучение становится ненасильственным, а значит, и более привлекательным для учеников. Кроме того, игра требует проявления воли, настойчивости, концепции внимания в преодолении трудностей, заложенных в содержании и правилах игры. По мнению Ш.А.Амонашвили, в процессе игры ребенок, школьник как бы преодолевает свои индивидуальные пределы, в этом и есть развитие. Наряду с трудом и ученьем игра – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого существования. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В структуру игры как деятельности личности входят этапы:
- целеполагания;
- планирования;
- реализации цели;
- анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.
Игра настолько многофункциональна, оригинальна, уникальна, ее границы настолько обширны и прозрачны, что дать ей какое-либо четкое, лаконичное определение, наверное, просто невозможно.
На своих уроках использую образовательные технологии, способствующие развитию мотивации учащихся, с помощью игровых технологий:
- Применение технологии личностно – ориентированного обучения предполагает «признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса, весь учебный процесс строится на основе этого главного положения. Один из приёмов технологии личностно-ориентированного обучения, который использую в своей педагогической деятельности – групповая работа. Именно групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей учащихся и способствует повышению мотивации к обучению. При групповой работе учение превращается из индивидуальной деятельности каждого учащегося в совместный труд. Особенно эффективна групповая работа при обсуждении проблемных заданий, ведь при правильной организации групповой работы благодаря совместному обсуждению можно найти различные пути решения проблемы. Групповая форма в игровых технологиях одна из часто используемых форм работы.
- Технология проблемного обучения привлекает новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных и энциклопедических статей. Учащиеся не замечают, что в ходе игры они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию.
- Технология критического мышления развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне. Одна из основных целей данной технологии – научить ребёнка самостоятельно мыслить и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. Уроки, выстроенные по технологии «критического мышления», побуждают детей самим задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.
Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.
Применение современных педагогических технологий один их главных приемов повышения мотивации учащихся.
Чаще всего я стараюсь найти наиболее яркий материал для уроков изучения новой темы. Это оправдано, если ребенок «зажёгся», заинтересовался темой, то это станет стимулом для последующих уроков. Но важно помнить, что любое «пламя» гаснет. Так и интерес своих учеников я стараюсь поддерживать на каждом уроке.
Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная цель на уроках – вызвать у детей эмоциональный интерес, рефлексию, создать условия, максимально раскрывающие творческие способности учащихся. Продумываю структуру каждого урока так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей . Даю шанс самым неуверенным учащимся.
С целью самообразования изучаю научную и методическую литературу, знакомлюсь с опытом коллег по данному вопросу, активно использую в своей работе интернет-ресурсы, делюсь опытом с другими учителями на заседаниях методического объединения.
Можно сделать следующие выводы:
1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;
2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;
3) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов;
4) игровые технология необходимы на уроках в начальной школе