Повышение читательской компетенции на уроках иностранного языка

№ 119

Гузель БАДРЕТДИНОВА, Гульшат НИЗАМОВА,

учителя английского языка средней школы № 184 г. Казани

В современном мире, когда разнообразные гайджеты, а не книги становятся основным способом получения информации, интерес детей к чтению становится все меньше и меньше. Большинство современных школьников не считают чтение полезным и увлекательным занятием. Снижение интереса к чтению, замена печатного формата информации на компьютерную негативно отражаются на уровне образованности и качестве образования.

А ведь именно чтение способствует формированию грамотной «здоровой нации».

Чтение занимает очень важную роль в обучении английскому языку. Чтение – это также одна из форм письменного общения, что в свою очередь обеспечивает передачу жизненного опыта человечества, накопленного в различных и разнообразных сферах и ситуациях,  и способствует развитию познавательных функций психики. А так как в процессе овладения иностранным языком тренируются различные приемы запоминания, формируется филологическое мышление, расширяются знания об окружающей действительности, именно чтение является основой для развития этих умений. Чтение – это цель и, одновременно средство обучения иностранному языку, а целью обучения чтению, в сою очередь, является овладение учащимися умением читать на иностранном языке, которая является одной из практических целей изучения иностранного языка, как дисциплины в целом.

Читательская грамотность – это способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять, достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Читательской грамотности отводится 2/3 тестовых заданий на экзаменах.

С помощью текстов мы знакомим с новым языковым материалом, используем тексты для подготовки пересказов, выражения мнений, ответов на вопросы и многих других заданий. Универсальность работы с текстом заключается в том, что «текст» представляет собой опору для развития коммуникативной компетенции в совокупности таких ее составляющих, как речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная и учебно-познавательная компетенции.

Наблюдения и опыт преподавателей английского языка показывают, что учащиеся часто оказываются беспомощными перед текстом, даже не приступив к работе над ним.

Чтение выступает как цель обучения, предусматривающая формирование и развитие всех видов чтения и основных УУД: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных, и в свете требований действующей нормативной образовательной базы, ФГОС, соответствует формированию личностных УУД и достижению личностных результатов обучения.

Процесс формирования познавательных УУД заключается в том, что работа с текстом формирует читательскую культуру и информационную компетенцию, развивает исследовательские умения, умения обобщать, выделять главное, реферировать и структурировать информацию.
Успешная реализация коммуникативных УУД связана с выполнением интегрированных коммуникативных (направленных на развитие навыков говорения, письма, аудирования) заданий. Процесс формирования регулятивных УУД связан с определением смысла чтения для себя, рационального планирования и оценки, а также с повышением интереса и мотивации, проявлением волевого усилия, осознанием качества.

Таким образом, чтение становится опорой для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

Стратегия развития навыков чтения и формирование всего спектра УУД предполагают сбалансированную отработку всех видов чтения и алгоритма выполнения дотекстовых, собственно текстовых и послетекстовых заданий.

Стратегия чтения – это путь, программа по обработке различной информации с текстом.

Предтекстовая стратегия – это постановка задачи, определение вида чтения. Именно она способствует повышению мотивации для дальнейшей работы с текстом. Как  один  из приемов предтекстовой работы можно использовать «мозговой штурм» (актуализация предшествующих знаний и умений). Также подготовить карточки, например информационные (на карточке записаны вопросы, а дети отвечают на них до чтения текста).

Стратегия текстовой деятельности – это уже само чтение текста (чтение вслух, про себя, с остановками). Активным методом во время текстовой деятельности на уроках иностранного языка может служить метод “insert”, когда после чтения текста ученики отвечают на вопросы: «Что я знал? Что узнал? И что осталось узнать?»

Как послетекстовые стратегии можно применить такие технологии как ответы на вопросы по «Ромашке Блума», «метод 6 шляп» (обсуждение текста).

Опыт показывает, что представленные формы работы с текстом, используемые с учетом возрастных особенностей и уровня языковой подготовки обучающихся, способствуют овладению приемами чтения, повышают уровень общего речевого развития. Но самое главное это  определяет ценность такой стратегии работы с текстом – изменение отношения к сложному предмету как доступному и увлекательному!

Невозможно себе представить жизнь современного человека без знания английского языка. Владение английским языком откроет перед учащимися массу новых возможностей. Это и поиск новых друзей за границей в сети Интернет, и чтение интересных статей и произведений литературы на английском языке, и просмотр англоязычных фильмов без перевода. Существование и успешное развитие современного общества возможно только при определенном уровне владения устной и письменной иноязычной речью.