Повторение правописания суффиксов имён существительных(-чик/-щик,-ек/-ик), О-Е после шипящих

Альбина МИРСАЕВА,

учитель русского языка и литературы Аксаринской основной школы Заинского  района

Цели:

– отработать навыки способа действия при выборе написания в существительных суффикса -чик или -щик;

– отработать навыки владения способом действия при выборе суффиксов -ек или -ик;

– отработка навыка применения правила при выборе О-Е в суффиксах существительных после шипящих;

– развивать умение грамотно выражать свои мысли в устной и письменной формах;

– выступать перед аудиторией, доказывать своё мнение, выработка навыка взаимодействия в группе, в паре;

– развитие внимания, орфографической зоркости, слуховой и моторной памяти.

Тип урока: повторение тем.

Вид урока: ролевая игра.

Технология: игровая.

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель (читает наизусть).

С большим и трепетным волненьем

Вхожу сегодня я в ваш класс

И понимаю, что волненья напрасны:

Я вижу радость ваших глаз.

– Здравствуйте, ребята. Я рада с вами познакомиться. Этот урок русского языка мы проведем вместе, и я надеюсь, вы мне поможете.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку? («5»)

– Запишите: число… Классная работа.

  1. Работа по теме урока

Учитель. Ребята, сегодня мы повторим раздела «Имя существительное». У нас будет урок – взаимообучение. Вы будете работать в группах, а обучать вас будут эксперты – ваши одноклассники. Мы повторим сразу три темы:

– Буквы Ч и Щ в суффиксе –ЧИК-(-ЩИК-). Орфограмма №33.

– Гласные в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК. Орфограмма №34.

– Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных. Орфограмма № 35.

У каждого из вас есть контрольный листок, где вы будете выполнять задания по изучаемым орфограммам. Пока эксперты (сидят за отдельным столом) готовятся к выступлению, мы выполним задание №1 в контрольных листах.

Лингвистическая разминка

Определить способ образования данных слов, доказать, что суффикс – значимая часть слова:

Сладковатый

Беленький – суффиксальный; с уменьшительно — ласкательным значением

Сероватый – суффиксальный; Признак ослабленного качества, свойства.

Избушка – суффиксальный; с уменьшительно — ласкательным значением.

Домик – суффиксальный; с уменьшительно — ласкательным значением.

Учитель – суффиксальный; человек и его деятельность, характеристика, профессия.

Гитарист – суффиксальный; человек и его деятельность, характеристика, профессия

Учитель. Почему суффикс значимая часть слова?

Учащиеся. Они образовывают новые слова, обогащают наш язык. Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слов.

Учитель. Сегодня мы закрепим знания о том, что  обозначают суффиксы существительных.

Слово предоставляется первому эксперту, который напомнит вам с орфограмму №33. (Эксперт выходит к доске, объясняет орфограмму, способ действия при выборе Ч или Щ в суффиксе, указывает, где в учебнике можно найти правило, просит детей самостоятельно прочитать правило и в парах пересказать его друг другу. Специальный эксперт показывает вариант для лучшего запоминания орфограммы и раздаёт в группы по одному экземпляру.)

– Выполняем задание № 2 в контрольных листах. (Эксперты проходят в группы и проверяют правильность выполнения заданий, консультируют нуждающихся в помощи.)

– Выпишите в два столбика  существительные, у которых пишется  суффикс

-щик-, -чик-

Каждый человек выбирает специальность по своим интересам. На стройке работают камен…ики, сваебой…ики, пил…ики, кровел…ики, водопровод…ики, бетон…ики, кранов…ики, стекол…ики, плотники, газопровод…ики,  и другие специалисты. На заводе трудятся налад…ики, прокат…ики, клепал…ики, смаз…ики, шлифов…ики, токари, обмот…ики. На железных дорогах – машинисты, заправ…ики, обход…ики, груз…ики, носил…ики, угол…ики. Труд проход…иков, забой…иков и крепил…иков нужен в шахтах. Обработкой дерева, металла, камня занимаются ре..ики, строгал…ики, полиров…ики, красил…ики, гравёры. Труд редакторов, корректоров, набор…иков, переплет…иков, макет…иков оформления, художников необходим для выпуска книг, журналов, газет. (Л.Ларионова)

Учитель. Давайте проверим, какие словосочетания у вас получились? (Ответы выводятся на доску.)

1-й вариант: каменщики, сваебойщики, пильщики, кровельщики, бетонщики, крановщики, стекольщики, клепальщики, шлифовщики,  заправщики, носильщики, угольщики забойщиков, крепильщиков, строгальщики, полировщики, красильщики, наборщиков.

2-й вариант: водопроводчики, газопроводчики, наладчики, прокатчики, смазчики, обмотчики, обходчики, грузчики, проходчиков, резчики, переплетчиков, макетчиков.

Учитель. Ребята, кто составил правильно все словосочетания? Кто допустил одну  ошибку? Кто допустил две ошибки? Кто допустил больше 3 х ошибок? Кто допустил  больше 4-х ошибок?

Учитель. А сейчас второй эксперт напомнит вам орфограмму № 34. (Эксперт объясняет алгоритм работы с орфограммой, способ действия при выборе гласных в суффиксах -ек- и -ик-, называет страницу, где в учебнике находится правило, просит детей самостоятельно прочитать правило и пересказать его в парах друг другу. Эксперт предлагает свой вариант опорной схемы, раздаёт в группы по одному экземпляру.)

– Выполняем задание №3 в контрольных листах. (Эксперты проходят в группы и контролируют правильность выполнения заданий, если нужно оказывают помощь.)

  1. Подчеркните ряд слов, в котором все слова имеют суффикс –ИК:
  2. Петушоч…к, молоточ…к, платоч…к, носоч…к.
  3. Куст…к, зонт…к, дружоч…к.
  4. Кирпич…к, карандаш…к, ларч…к, нос…к.
  5. Почеркните ряд слов, в котором все слова имеют суффикс –ЕК:
  6. Кулеч…к, носоч…к, дом…к, подароч…к.
  7. Цветоч…к, пирожоч…к, дружоч…к, хлебуш…к.
  8. Творожоч…к, порошоч…к, комоч…к, слон…к.
  9. – Орфограмму № 35 предоставит вам третий эксперт. (Эксперт объясняет орфограмму, способ действия при выборе гласных О-Е после шипящих в суффиксах существительных, указывает, где можно найти правило в учебнике, предлагает самостоятельно прочитать его и пересказать друг другу в парах. Специальный эксперт предлагает свою опорную схему, раздаёт в группы).

— Выполняем задание №4 в контрольных листах. (Эксперты подходят к группам и проверяют правильность выполнения заданий, консультируют нуждающихся в помощи).

Отгадайте загадки.

Объясните выбор гласной буквы в суффиксе имен существительных.

  1. Гордо ходит в сапогах,

Носит шпоры на ногах.

На головке гребешок.

А зовется … (Петушок.)

  1. Детеныш крупного «косолапого» зверя. (Медвежонок)
  2. Мягкая… на ней мы спим, а ещё она есть на каждом пальце. (Подушечка)
  3. Плод некоторых деревьев и кустарников со съедобным ядром, еще его очень любят белки. (Орешек)
  4. Кличка собаки. (Дружок)
  5. Приманка рыбке на крючок.

Ты понял, это – … (Червячок.)

  1. — Ребята, вы прослушали наших экспертов, научились применять полученные знания на практике. Теперь вам предстоит поработать корректорами. Выполните задание № 5 в контрольных листах: найдите слова с ошибками, исправьте ошибки, обозначьте орфограммы.

Сыночик, буфетщик, лужочик, огурчик, паравозик орешек, парашютек.

  1. – Последний этап нашего урока – самооценка. Заполните таблицу в контрольных листах (задание № 6). Конечно, мы продолжим отработку полученных сегодня знаний на последующих уроках. Поблагодарим наших экспертов.

III. Домашнее задание на выбор : на «5»  – упр. 247;

на «4» – упр. 252;

на «3» – упр. 244.

Комментарии. Накануне урока (за два дня) выбираются 3 эксперта, ребята, хорошо занимающиеся по предмету. Они получают инструктивные карты и готовятся по ВСЕМ темам. Специальный эксперт (4-й) тоже изучает все темы и придумывает опорные схемы на каждую тему. Класс делится на три группы.

Инструктивная карта.

1.Изучи материал §44(45,46)

2.Продумай, как ты будешь излагать его на уроке.

3.Доступно расскажи изученную тобой орфограмму ребятам. Убедись, что они правильно тебя поняли.

4.Покажи, где находится правило в учебнике, предложи ребятам самостоятельно прочитать его и пересказать в парах.

Контрольный листок

учени___    ______ класса

______________________________________________________________________Ф.И.

__________________________________________________________________

(Число)

Лингвистическая разминка.

Определить способ образования данных слов, доказать, что суффикс – значимая часть слова

Сладковатый –

Беленький —

Сероватый –

Избушка —

Домик –

Учитель —

Гитарист —

Задание № 2

Распределите по столбикам словосочетания с  существительными с суффиксами Каждый человек выбирает специальность по своим интересам. На стройке работают камен…ики, сваебой…ики, пил…ики, кровел…ики, водопровод…ики, бетон…ики, кранов…ики, стекол…ики, плотники, газопровод…ики,  и другие специалисты. На заводе трудятся налад…ики, прокат…ики, клепал…ики, смаз…ики, шлифов…ики, токари, обмот…ики. На железных дорогах – машинисты, заправ…ики, обход…ики, груз…ики, носил…ики, угол…ики. Труд проход…иков, забой…иков и крепил…иков нужен в шахтах. Обработкой дерева, металла, камня занимаются ре..ики, строгал…ики, полиров…ики, красил…ики, гравёры. Труд редакторов, корректоров, набор…иков, переплет…иков, макет…иков оформления, художников необходим для выпуска книг, журналов, газет. (Л.Ларионова)

-ЧИК- -ЩИК-
   
   
   
   
   

Задание № 3

  1. Подчеркните ряд слов, в котором все слова имеют суффикс –ИК:
  2. Петушоч…к, молоточ…к, платоч…к, носоч…к.
  3. Куст…к, зонт…к, дружоч…к.
  4. Кирпич…к, карандаш…к, ларч…к, нос…к.
  5. Почеркните ряд слов, в котором все слова имеют суффикс –ЕК:
  6. Кулеч…к, носоч…к, дом…к, подароч…к.
  7. Цветоч…к, пирожоч…к, дружоч…к, хлебуш…к.
  8. Творожоч…к, порошоч…к, комоч…к, слон…к.

Задание № 4

Отгадайте загадки.

В отгаданном слове графически объясните выбор гласной буквы в суффиксе имен существительных.

  1. Гордо ходит в сапогах,

Носит шпоры на ногах.

На головке гребешок.

А зовется …

  1. Детеныш крупного «косолапого» зверя.
  2. Мягкая… на ней мы спим, а ещё она есть на каждом пальце.
  3. Плод некоторых деревьев и кустарников со съедобным ядром, еще его очень любят белки.
  4. Кличка собаки.
  5. Приманка рыбке на крючок.

Ты понял, это – …

Задание № 5

Найдите слова с ошибками, исправьте ошибки, обозначьте орфограммы.

Сыночик, буфетщик, лужочик, огурчик, паравозик орешек, парашютек.

Задание № 6

Карта самонаблюдения.

Я доволен своей работой. Я старался, но не всё получилось. Я недоволен своей работой. Проанализировав сегодня работу на уроке, подумайте: что еще вам надо повторить, подучить, над чем еще следует поработать?