Повторение и обобщение по теме «Имя существительное»

№49

(Русский язык в III классе. Сингапурский метод обучения)

Гольнур АХМЕТОВА,

учитель начальных классов первой квалификационной категории Сатламышевской основной школы Апастовского района

Цель урока: обобщение знаний учащихся об имени существительном.

Задачи урока: научить применять знания о существительном как части речи, выявлять орфограммы в существительных, отработать умение определять его синтаксическую роль, формировать умение грамотно использовать имена существительные в речи, поддержать интерес учащихся к русскому языку с целью совершенствования собственной речи.

Оборудование: ноутбук, карточки с заданиями, проектор, экран, слайды по теме, учебник (Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, Русский язык, 3 класс, в 2 частях. – Москва: «Просвещение», 2013)

Формирование УУД:

личностные действия: уметь создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, принимать активное участие на уроке, быть вежливым, воспитанным;

регулятивные действия: уметь планировать свою деятельность, ставить перед собой задачи, делать выводы, контролировать свои действия, быть внимательным;

познавательные действия: уметь определять существительные, изменять их по вопросу, использовать их в речи и письме;

коммуникативные действия: уметь работать в группе, в паре, принимая равное участие, уметь выслушать и помочь товарищу.

Использованные структуры: РЕЛЛИ РОБИН, МИКС ПЭА ШЭА, ТАЙМД ПЭА ШЭА, РАУНД ТЭЙБЛ, ТЭЙК ОФ-ТАЧ ДАУН.

Ход урока

I. Организационный момент

– Здравствуйте, дети. Давайте поприветствуем друг друга.

– Какую тему мы с вами изучали на предыдущих уроках? (Ответы учащихся.)

– Молодцы! Вот мы сегодня повторим и обобщим тему «Имя существительное».

II. Разминка ТЭЙК ОФ-ТАЧ ДАУН

Сейчас я буду говорить существительное в единственном и множественном числе. Если вы со мной согласны, то вы все встаёте, если нет – сидите.

– Нога – … (ноги), рука – … (руки), мука – … (муков) (сущ. мука не имеет мн.чис.), день – … (дни), утёнок – … (утята), лень – … (леней) (сущ. лень не имеет мн.чис.), телёнок – … (телята), козлёнок – … (козлята). Молодцы ребята.

– Сейчас мы должны вспомнить всё об имени существительном. Работаете с партнёром по плечу. Вам нужно на этих листочках составить модель имени существительного: написать понятие, обозначение, вопросы, примеры (5 минут). Слайд № 2

– Кто готов, покажите это.

– Сейчас вы вспомнили всё об имени существительном. Применим это на практике. Сейчас вы работаете с партнёром по лицу. Назовите 4-е лишнее слово (слова на листочках), запишите лишнее слово в тетрадях. Затем поменяйтесь с партнёрами листочками и опять найдите лишнее слово. У вас должны получиться два слова.

Слайд № 3

Назвать 4-ое лишнее.

1) сад, машина, мальчик, белая

2) игра, играл, кукла, девочка

– Посовещавшись, скажите, какие слова у вас получились лишними? Хорошо спасибо!

Вывод разминки.

MИКС ПЭА ШЭА – звучит музыка, ученики молча смешиваются, двигаясь по кабинету.

– Встаньте, задвиньте стульчики. Возьмите в руки тетради и ручки. Когда музыка остановится, вы должны образовать пару с ближайшими к вам учениками и «дать пять» (взяться в воздухе за руки), затем я задаю вопрос и даю 3 секунды на размышление.

1-й вопрос. Почему лишними оказались слова белая и играл ?

– Начинает тот, кто ростом выше (ученики делятся своими партнёрами по 30 секунд, TАЙМД ПЭА ШЭА). Поблагодарите своего партнёра (музыка останавливается, ученики находят другую пару).

2-ое задание. Слайд № 4

Продолжить предложение, которое на экране: Имена существительные изменяются …

– Начинает тот, у кого волосы светлые. Подумайте 3 секунды (ученики делятся своими партнёрами по 30 секунд, TАЙМД ПЭА ШЭА). Поблагодарите своего партнёра (музыка останавливается, ученики находят другую пару).

3-е задание. Слайд № 5

Продолжить предложение, которое на экране: Существительные могут быть …

– Начинает тот, кто ниже ростом. Подумайте 3 секунды (ученики делятся своими партнёрами по 30 секунд, TАЙМД ПЭА ШЭА). Поблагодарите своего партнёра. Спасибо, ребята, молодцы! Садитесь на свои места.

III. Основная часть

1. РАУНД ТЭЙБЛ (по часовой стрелке).

– Соедините пары карточек стрелочкой. Начинает ученик под номером 2.

Р.п. Кто? Что?

Т.п. О ком? О чём?

И.п. Кому? Чему?

П.п. Кем? Чем?

В.п. Кого? Чего?

Д.п. Кого? Что?

– Прочитает ученик под номером 1. Спасибо, ребята, молодцы!

2. Самостоятельная работа (в тетрадях) по карточкам. Слайд № 6 Спишите и укажите род имён существительных: картофель, змея, медведь, сокол, бревно, музей, поле, хоккей, корзина, кофе.

Проверка. Слайд № 7 Вывод.

3. Физкультминутка. ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕР (дети встают друг за другом и показывают движения по очереди).

4. Самостоятельная работа (в тетрадях). Слайд № 8

Спишите, вставляя нужные буквы: реч…, рож…, нож…, мяч…, товарищ…, плащ…, борщ…, помощ…, доч….

Проверка. Слайд № 9 Вывод.

5. Работа по учебнику (упражнение № 79, С.44)

IV. Рефлексия

Выполнение заданий в рабочей тетради (упражнение № 80, С.53)

V. Итог урока. Парковка.

– Чему был посвящён урок?

– Получили ли вы новые знания при повторении пройденного урока?

– Какую работу вам понравилось выполнять?

– Напишите свои впечатления об уроке и приклейте к парковке.

VI. Домашнее задание

Выполнить упражнение № 81, С.45.

Презентация.