Повторение и обобщение по теме «Имя существительное»

№ 144

Галина МАРКОВА,

учитель русского языка и литературы Озёрной средней школы Высокогорского района

Тип урока: урок систематизации ЗУН

Задачи:

1.  Повторить морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль.

2. Совершенствовать  практические навыки  в определении основных признаков имени   существительного.

3.  Способствовать развитию у обучающихся  языковой и речевой  компетенций.

4. Стимулировать интерес к самостоятельной творческой деятельности.

5. Способствовать развитию способностей и умений учащихся самостоятельно добывать знания, систематизировать и применять их на практике.

Планируемые результаты:

Личностные:

— формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учёбе;

— оценивать усваиваемое содержание учебного материала;

— определять правила работы в парах;

— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

— умение формировать суждения в рамках учебного дискурса;

— строить учебную коммуникацию в парах, группах,  в общении с классным коллективом;

Предметные:

— знать характеристику существительного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли;

— определять морфологические признаки существительного.

Метапредметные:

— овладение приемами отбора и дифференциации языкового материала;

— извлечение информации из орфографических, словарей русского языка, таблиц по русскому языку;

— умение ставить цель и дать ее словесную формулировку;

— умение оценить результат своей учебной деятельности;

умение осуществить рефлексию по итогам изучения темы урока.

Ресурсы урока:

Учебно-методические:

1) Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 / [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростнцова и др.;] – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

2) Егораева Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. – 3-е изд. – М.: ВАКО, 2017.

3) Волкова О.В. конспекты уроков русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС / О.В.Волкова – Казань.

4) Интернет-ресурсы.

Материально-технические:

компьютер, экран, медиапроектор (презентация), раздаточный материал, ёлка, ёлочные игрушки,  новогодняя мелодия.

Ход урока

I. Этап мотивации

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами совершим виртуальное предновогоднее путешествие в разные страны мира.

Объясните, пожалуйста, значение слова ПУТЕШЕСТВИЕ (ответы)

ПУТЕШЕСТВИЕ – передвижение куда-нибудь далеко за пределы родной местности.

ПУТЕШЕСТВИЕ – передвижение по какой-либо территории с целью их изучения, а также с общеобразовательными, познавательными и другими целями.

ВИРТУАЛЬНЫЙ — возможный; имитация реальной обстановки с помощью компьютерных устройств.

— Так как в путешествие отправляемся всей командой, каждый должен внести свой вклад в общее дело.   Путь наш будет долгим.  Но как говорили вьетнамские  мудрецы: «Дойти можно лишь тогда, когда идёшь. Узнать можно лишь тогда, когда учишься».  Эти слова мы и возьмём в качестве эпиграфа.

— Чтобы отправиться в любое путешествие, обязательно надо иметь что? (багаж  знаний и умений).

— Надеюсь, у вас достаточно богатый багаж, чтобы совершить интересное кругосветное предновогоднее путешествие.

— Интересно, как вы думаете, с какой целью мы отправляемся в путешествие? (узнать что-то новое, сравнить своё мировосприятие, на практике использовать свои умения и знания и т.д.)

2. Формулирование темы и цели урока.

— Прочитайте отрывок стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета (один ученик читает вслух)

Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной,

Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.

— Определите части речи данных слов в стихотворении (существительные)

— Л.Н. Толстой писал: «В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина».  Учёные установили, что имя существительное – самая многочисленная часть речи по количеству слов. Около 40% всех слов в русском языке – имена существительные.

— Ребята, сформулируйте тему урока.  О чём мы сегодня будем говорить?  (Повторение изученного об имени существительном)

— Какие задачи поставим перед собой?  (обобщить знания по теме «Имя существительное», повторить грамматическое значение имени сущ-го, морфологическик признаки, синтаксическую роль и т.д.)

— Итак, в путь!

3. Актуализация знаний учащихся

Учитель: Открываем тетради, запишем сегодняшнее число: Четырнадцатое декабря. Классная работа.

— Каким с точки зрения происхождения является слово «декабрь»? (это слово заимствованное)

— Оно произошло от латинского числительного «децембер», означающего «десятый».

— Почему в нашем календаре название последнего, двенадцатого, месяца произошло от слова «десятый»? (Календарь к нам пришёл из древнего Рима, а там новый год начинался 1 марта, поэтому декабрь был десятым месяцем в году).

В Японии и сегодня отмечают Новый год 1 марта.

— Декабрь – месяц приятных хлопот.  Что это за хлопоты? (ответы)

— А кто из вас знает, когда на Руси начало нового года стали отмечать 1 января? (Пётр Первый своим указом от 15 декабря 1699 года повелел 1 января 1700 года считать началом нового года).

Задание: списать текст, раскрывая скобки

(Не)январь, а март открывал год на Руси. Люди радовались концу зимней (не)погоды. Верили, что весна прогонит все (не)счастья  и (не)удачи.

Эталон: Не январь, а март открывал год на Руси. Люди радовались концу зимней непогоды (стужи). Верили, что весна прогонит все несчастья (беды) и неудачи (отсутствие удачи, фиаско).

—  Как распознать, слитно или раздельно пишется НЕ с существительными? (Употребляется ли без НЕ; можно ли заменить синонимом без НЕ; есть ли отрицание или противопоставление с союзом а)

Объяснение учащихся.

Германия.

В Германии люди самого разного возраста, как только часы начинают отбивать полночь, взбираются на стулья, столы, кресла, и с последним ударом дружно, с радостными приветствиями «впрыгивают» в Новый год.

Символ нового года в Германии – трубочист. Кто прикоснётся к нему и измажется сажей, будет счастлив.

Задание: вставить пропущенные буквы, выделяя суффиксы (парная работа)

Уклад…ик, барабан…ик, уголь…ик, подпис…ик, доклад…ик, прогуль…ик, навод…ик, смен…ик, ракет…ик, ответ…ик, паром…ик, носиль…ик, попут…ик, мебель…ик, оцен…ик.

Эталон:  укладчик, барабанщик, угольщик, подписчик, докладчик, прогульщик, наводчик, сменщик, ракетчик, ответчик, паромщик, носильщик, попутчик, мебельщик, оценщик.

Шотландия.

В Шотландии в новогоднюю ночь всей семьёй собираются у камина, смотрят на огонь, который, по преданию сжигает все невзгоды старого года, загадывают на будущее, а когда стрелка часов приближается к 12, глава семьи молча открывает дверь настежь – пока часы бьют, в неё, считается, выходит старый год и входит новый. Санта Клаус ночью проникает в дом и приносит детям подарки.

Задание: списать предложение и выполнить его синтаксический разбор.

Санта Клаус ночью проникает в дом и приносит детям подарки.

Эталон: Санта Клаус ночью проникает в дом и приносит детям подарки.

— Нужен ли знак препинания в предложении перед союзом И? Почему? (нет, потому что союз И соединяет однородные сказуемые)

Франция.

— Французского Деда Мороза называют Пэр Ноэль. Он приходит в каждый дом, раздаёт подарки, а дети для него танцуют, поют, читают стихи.

— Франция подарила нашему языку слова: пальто, кашпо, пюре, купе.

— Как называются эти слова и почему так? (эти слова несклоняемые, потому что они не изменяются по падежам)

— Можно ли показать род этих существительных? (Род этих существительных можно показать с помощью зависимых прилагательных или глаголов в прошедшем времени)

Задание: образуйте словосочетания, подставив нужные окончания именам прилагательным (в этом задании использованы не только слова, пришедшие к нам из французского языка).

Эталон: тёплое  пальто, красивое кашпо, картофельное  пюре, удобное купе, грустный  пони, строгое жюри,   крепкий  кофе, сладкое  какао, весёлый какаду.

Россия.

И заканчиваем своё небольшое путешествие мы в России.

Обычай украшать новогодние ёлки появился в далёкие времена. Древние люди верили, что в ели живёт дух леса, который хранит растения, зверей и птиц. Чтобы задобрить духов,  развешивали на ёлках лакомства.

Задание: выбирать несклоняемые существительные по категориям (продукты питания и остальные):

киви, жалюзи, хобби, кофе, бра, метро, фойе, кино, такси, какаду, какао, безе, желе, жаркое, лечо, манты.

— Вот мы вернулись из кругосветного путешествия домой.  Каждый из вас смог понять, насколько хорошо знает теоретический материал об имени существительном. Некоторые существительные отражают наши недостатки.  Наведите на себя критику, используя существительные общего рода. Подберите к существительным прилагательные и глаголы, составьте с ними простые предложения.

Рабочий материал: задира, скряга, неженка, недотрога, чистюля, обжора, трусишка, непоседа, хитрюга, сладкоежка, торопыжка, неряха, соня, невежда, кривляка, растяпа.

Весёлый самодиктант.

— Какого значение суффикса –онок-? (употребляется в словах, обозначающих детей или детёнышей животных)

— Назовите малышей изображённых животных и продиктуйте себе эти слова

Физминутка.

4. Организация познавательной деятельности

Орфоэпическая разминка.
Учитель: Какой раздел науки о русском языке называют орфоэпией? (Орфоэпия — это раздел науки о языке, который изучает правильное произношение звуков и ударений в словах)
— Прочитайте. Поставьте правильно ударение в выделенных словах.
1. Ты мне завтра ПОЗВОНИШЬ?
2. ТОРТЫ были свежие.
3. Девочки связали красивые ШАРФЫ.
4. Задание нужно выполнить в третьем КВАРТАЛЕ.

Учитель: У людей есть документы.  Даже у предметов есть паспорт, рассказывающий о том, где и когда они сделаны и как с ними обращаться. И у имени существительного есть свой особый документ. Давайте составим паспорт.

— Перед вами карточка.  Она заполнена частично.

Имя существительное – это __________________________________________________

Обозначает ________________________________________________________________

Вопросы:__________________________________________________________________

Постоянные признаки: ______________________________________________________

Непостоянные признаки: ____________________________________________________

Синтаксическая роль: _______________________________________________________

— Какова ваша задача? (заполнить карту)

— Где мы добудем информацию? (в учебнике)

— Верно, в учебнике на стр. 131, 147

— Работаем в группах.

— Проверьте, что у вас получилось.

 

Эталон:

Имя существительное – это часть речи

Обозначает предмет

Вопросы: кто? что?

Постоянные признаки: род; собств., нариц.; одуш., неодуш.; склонение.

Непостоянные признаки: падеж, число

Синтаксическая роль: подлежащее, дополнение, обстоятельство.

— Обсудим получившиеся таблицы (рассказывают об имени существительном по таблие)

5. Рефлексия

Учитель: ребята, давайте составим синквейн.

1строка – тема урока

2 строка – 2 прилагательных

3 строка – 3 глагола

4 строка – фраза или предложение (4 слова)

5 строка – слово-синоним (ассоциация с первым словом)

 

Учитель:

— Ребята, оцените свою работу на уроке:

1. На уроке я работал активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3. Урок для меня показался коротким / длинным

4. На уроке  я не устал / устал

5. Моё настроение стало лучше / стало хуже

— Итак, наступило время украсить ёлочку шариками.

Оцениваю свою работу на «5» — красный шарик

Оцениваю на «4» — жёлтый шарик

Оцениваю на «3» — синий шарик

— Спасибо за урок!