Поволжье — край, в котором я живу

№ 114

(Викторина с родителями и детьми подготовительной группы)

 Илсояр ШАЯХМЕТОВА,

воспитатель по родному языку I квалификационной категории  детского сада «Теремок» г. Заинска

Любовь САФИНА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада «Теремок» г. Заинска

Айгуль ЗИГАНШИНА,

воспитатель детского сада «Теремок» г. Заинска

Наш детский сад успешно ведет работу по проекту «Поволжье-край, в котором я живу».

Актуальностью нашего проекта является  важность исторического наследия. Народные традиции и обычаи веками соблюдались и сейчас не многие чтят старинные традиции, забывают прошлое своего народа.

Цель проекта: раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих район Поволжья: русские, татары, чуваши, удмурты, башкиры, марийцы, мордвины и т. д., их обычаях, традициях, фольклоре.

По данному проекту ведется активная работа с родителями: это родительские собрания, викторины, круглые столы , беседы, конкурсы, праздники с разнонациональными семьями нашего детского сада.

Сегодня вашему вниманию мы представим одну из форм работы с родителями- викторину «Поволжье-край, в котором я живу».

Цель: Помочь родителям   осмыслить , что приобщение детей к семейно- бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения и лада в семье должно начинаться в семье. Главный воспитатель в семье – это родители! Народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности. И дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, разрезные картинки, 2 колокольчика,  фишки для правильных ответов, атрибуты кукол для мастер – класса.

Ход викторины:

Ведущая: 1.Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим — степной простор.

2.У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

3.  Один — рыбак с рожденья,

Другой — оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

4. Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия,

У нас у всех одна.

Ведущая: -Здравствуйте уважаемые родители и дети! Рады приветствовать Вас в нашем уютном зале. Приглашаем в середину зала 2 команды из 5  человек. И нужно будет придумать название команд.

(Придумывают свои командам названия.)

I. Ведущая:  -Начинаем нашу викторину. У каждого государства есть герб. Герб важный символ государства. Он изображается на государственных бумагах, на денежных знаках, на орденах, медалях, паспортах. На столах лежат разрезанные кусочки гербов России, Татарстана.                                 Ваша задача сложить картинку правильно и описать гербы. Кто закончил первым нужно позвонить в колокольчик!

(Затем команды должны объяснить значение гербов России и Татарстана.)

II. Ведущая:- Внимание на экран. На слайдах памятники архитектуры городов России и Татарстана. Нужно угадать, как называется данное сооружение и  какому городу принадлежит.

(На экране памятники архитектуры России и Республики  Татарстан.)

1. Кул –Шариф (Казань)

2. Чёртово городище (Елабуга)

3. Башня Сююмбике (Казань)

4. Мавзолей (Москва)

5. Родина – Мать зовёт (Волгоград)

6. Собор Василия Блаженного (Москва)

III. Ведущая:– Сказки любят и дети, и взрослые. С ними связаны наши

представления о добре и зле, о мире и справедливости. Сказки – древнейший

жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой

древности. Сейчас наши дети загадают вам загадки о сказках и вы должны угадать о какой сказке идет речь.

(На  экране видео детей, они загадывают загадки про сказки.)

Дуболазова Валерия: Там не холодно, ни жарко, всё известно наперед:

Ветер вовремя подует, дождик вовремя польет.

Земляника и малина спеют в ягодном бору:

Не моргнув, свое ведерко переполнишь, не совру!

Чудно! Ели молчаливы; словно воины стройны;

Отдыхал я, глядя в небо, посреди лесной страны.(Г. Тукай «Шурале»)

 Никогосян  Милена:  И на мачеху стирала, и горох перебирала.

                                      По ночам при свечке, спала она у печки.

                                      Хороша как солнышко

                                     Кто же это?….. (Золушка)

Александрова Вика: В какой татарской сказке мальчик украл расческу? (Г.Тукай «Су анасы»)

Расторгуев Никон: На сметане он мешен,

                                  На  окошке он стужен

                                 У него румяный бок,

                                 Кто же это?………(Колобок)

IV. Ведущая:- Следующее задание называется «Угадай мелодию».

(включается музыка на ноутбуке)

1. «Гимн России» (муз. А.В.Александрова, стихи С.В.Михалкова)

2. «Мин яратам сине Татарстан»( муз.Р.Андреев, стихи Р.Ракипова)

3. «Катюша»( муз.М.Блантер, стихи М.Исаковский)

4. «Туган тел» ( татарская народная музыка, стихи Г.Тукая)

V. Ведущая:-Следующее задание называется «Танцуем вместе». Каждая команда из нескольких движений придумывает татарский и русский танец.

(пока команды готовятся, проводится игра с зрителями  «Веселая зарядка»)

 VI. Ведущая: — А теперь уважаемые наши участники, у нас последнее задание и мы вместе с вами изготовим русские и татарские куклы. Эти куклы вам будут напоминать о нашей теплой   встрече. (Мастер –класс по изготовлению кукол. Для изготовления татарских и русских кукол нам понадобится: белый и разноцветный материал, деревянные палочки, вата или  синтепон, нитки или атласные узкие ленты, ножницы.).