Поможем Буратино

(Квест-игра по ФЭМП в подготовительной к школе группе)

Наталья ЛАШКОВА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада №146 г. Казани

Цель: формирование элементарных математических представлений.

Задачи:

обучающие:

– закрепить умение детей считать в пределах от 1 до 10 в прямом и обратном  порядке, умение называть число предыдущее и последующее названному числу;

– закрепить знания детей о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости;

– закрепить знания о последовательности дней недели;

– повторить структуру задачи;

– закрепить умение детей составлять и решать простые, арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10 и правильно выбирать арифметическое действие при решении задач;

– закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ;

– закрепить пространственные представления, умение ориентироваться на листе в клетку;

развивающие:

– создать условия для развития логического мышления, сообразительности,  внимания;

– развивать мелкую моторику пальцев рук;

– развивать смекалку, зрительную память, воображение;

– способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;

воспитывающие:

– воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и  выполнить ее самостоятельно;

– воспитывать дружелюбие, сопереживание, доброжелательное отношение друг к другу;

– побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями;

– воспитывать интерес к математическим занятиям.

Методы и приёмы:

практические: использование сюрпризных моментов;

наглядные: использование демонстрационного и раздаточного материала;

словесные: напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей.

Словарная работа: активизировать в речи количественные и порядковые числительные, названия дней недели.

Материалы и оборудование: «письмо», конверты с заданиями, счетные палочки, простые карандаши (по 1 на каждого ребёнка, карточки с заданиями), листочки в клетку.

Демонстрационный материал: цифры от 1 до 10, корабль, набор геометрических фигур, пирамидка, карточки с цифрами.

Раздаточный материал: комплект геометрических фигур на каждого ребенка, листы в клетку и простой карандан на каждого ребенка.

Ход занятия

Логика образовательной деятельности

Воспитатель. Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, почтальон принес нам письмо. А кто его написал, вы узнаете, если отгадаете загадку.

С букварем шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.

Как зовется эта книжка?

Как зовется сам мальчишка? (Буратино)

Воспитатель. Хотите узнать, о чём он пишет?

Дети. Да!

Чтение письма. «Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Злой кот Базилио и лиса Алиса перехитрили меня и отобрали мой золотой ключик, который я нёс папе Карло. А чтобы найти кота Базилио и лису Алису и забрать ключик мне нужно отправится в путешествие в страну «Математики» и выполнить задания. Я боюсь. Что я не справлюсь. Пожалуйста, помогите!».

Воспитатель. Ну, что, ребята? Поможем Буратино?

А на чем мы можем отправится в наше путешествие? (На корабле, на самолете, на машине, на поезде.) Отгадайте загадку:

По морям и по волнам

Его водит капитан

Он не плавает, а ходит

Якоря бросает в воду

Он с волною дружбу водит.

И не любит непогоду. (Корабль)

Воспитатель. А отправимся мы на корабле, но сначала надо выбрать капитана с помощью считалки. Капитан за штурвал. Пока мы плывем давайте проведем небольшую разминку.

Математическая разминка

Назовите соседей чисел 3, 5, 7, 9.

Назовите предыдущее число чисел 3, 6, 8.

Назовите последующее число чисел 2, 5, 9.

Сколько ушей у двух кошек? (4)

Сколько дней в неделе? (7)

Сколько глаз у светофора? (3)

Сколько месяцев в году? (12)

Что длиннее: 12 месяцев или год?

Сколько всего частей в сутках, перечисли их.

1-е задание

Воспитатель. Ребята, выходите на берег. Как вы думаете, что любит Кот Базилио и Лиса Алиса? (Деньги.) Правильно, а где могут находиться деньги? (Ответы детей.) (Находят первый конверт с заданиями в магазине.)

Сравнение чисел: 6…7, 5…4, 14…10. (Работа детей у стола.)

6 и 6

4 и 7

2 и 10

9 и 5

5 и 1

Воспитатель. Молодцы, вы справились с заданием, а откуда пришли к нам эти герои? (Из сказки.)

Правильно, значит нам надо найти следующее задание там, где живут сказки. (Книжный уголок.)

2-е задание

Воспитатель. Ребята, посмотрите, здесь цифры их нужно разложить по порядку, они так долго готовились к встрече с нами, что совсем перепутали все свои места в числовом ряду.

4, 1, 3, 5, 8, 7, 2, 9, 6, 10

Дидактическая игра «Числа –соседи»

Воспитатель. Ой, что это выпало из книги? (Птичка.) Ребята, откуда, а откуда она могла прилететь? (Уголок природы.)

3-е задание

Воспитатель. Следующее задание – «Математические задачи».

– Из каких частей состоит задача? Для этого соберем пирамидку.

– Что такое условие? (Условие, это то, что уже известно.)

– Что такое вопрос задачи? (Вопрос, это то, что нам неизвестно, и то, что нужно найти.)

– Что такое решение задачи? (Решение, это то, что можно сложить, объединить, прибавить.)

– Что такое ответ задачи? (Ответ задачи, это то, что получилось, и известно нам.)

– Если в вопросе есть слово «осталось», то какой арифметический знак нужно поставить? (Минус.)

– Если в вопросе есть слово «стало», то какой арифметический знак нужно поставить? (Плюс.)

– Составляем задачи на сложение и на вычитание. (Спросить на выбор 2 – 3 детей: какую задачу составили они?)

Вопросы для разбора задачи:

– Какое условие в этой задаче?

– Составьте вопрос.

– Эта задача на какое действие?

– Покажите решение с помощью чисел и знаков.

– Проговорите выражение.

– Какой ответ у этой задачи?

– У кого такой же ответ?

– Решаем задачи, выкладываем на карточке цифрами из математического набора.

Воспитатель. Нам предстоит с вами решить задачи.

Веселые задачи

1) 6 веселых медвежат за малиной в лес спешат. Но один малыш устал: от товарищей отстал. А теперь ответ найди: сколько мишек впереди? (6–1=5)

2) 5 ворон на крышу сели, 3 еще к ним прилетели. Отвечайте быстро, смело: сколько всех их прилетело? (5+3=8)

3) 10 мальчишек в футбол играли.

Одного домой позвали.

Он глядит в окно, считает

Сколько их теперь играет? (10–1=9)

4) На большом диване в ряд Куклы Танины сидят:

2 матрёшки, Буратино

И весёлый Чиполлино.

Помогите Танюшке. Сосчитать игрушки.

Воспитатель. Молодцы, все задачи решили правильно!

– А для чего мы с вами занимаемся, решаем и составляем задачи? (Чтоб пойти в школу.) Правильно, значит следующий конверт ищем в центре «Школа».

Физминутка «Буратино»

Буратино потянулся

Раз-нагнулся,

Два-нагнулся,

Три-нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

(Игра повторяется несколько раз.)

Воспитатель. Вот мы немного отдохнули. Продолжаем наше путешествие. А следующий конверт находят в центре «Школа».

4 задание. Геометрические фигуры.

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны одинаковой длины.

– Растянули мы квадрат

И представили на взгляд.

На кого он стал похожим:

Не кирпич, не треугольник

Стал квадрат… (прямоугольник).

Воспитатель. А вы знаете еще фигуры похожие на эти? (Ромб, трапеция.)

– Чем похожи эти фигуры? (4 угла, 4 стороны.)

– Как называются одним словом? (Четырехугольники)

Игра с счетными палочками

Отсчитайте пожалуйста четыре палочки и сделайте квадрат, затем еще три и сделайте еще квадрат.

– Сколько палочек отсчитали? Сколько квадратов получилось? (Два.)

– Отсчитайте три палочки и сделайте треугольник. Отсчитайте две палочки и сделайте еще один треугольник. Сколько треугольников получилось? (Два.)

– Молодцы! Справились и с этим заданием.

5-е задание

Воспитатель. А теперь я из конверта достаю самое последнее задание. Чтобы помочь Буратино вернуть ключик. Нам, ребятки, надо нарисовать золотые ключики. На столе лежат листочки и следующее задание .

Графический диктант «Ключик»

(Работа детей на листочках в клетку.)

Остановка «Конечная»

Воспитатель. Наше путешествие пришло к концу, мы выполнили все задания и помогли Буратино. Вам понравилось  путешествие?

– На каких станциях мы сегодня побывали, что делали?

– Ребята, какое задание больше всего вам понравилось?

– Какое было самым легким?

– Какое трудное?

– Кто считает, что он занимался хорошо?

– Вы мне тоже очень понравились, были очень настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вам удалось показать нашим гостям, что математика интересный предмет. Спасибо всем за занятие.

(Отправляем ключики в конверте с младшим воспитателем. Подводим итог занятия.)