Поможем Буратино

(Квест-игра по финансовой грамотности)

Миляуша АХМАТГАЛИЕВА,

учитель-логопед детскиого сада №21 «Сандугач» г. Азнакаево

Цель: создание условий для формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

образовательные:

– формировать первичные экономические понятия: финансы, экономия, банк, потребности, доход, куар-код, расход;

– продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь. познакомить детей с понятием QR код;

– научить детей расшифровывать коды с помощью приложения в планшете и смартфоне;

– научить применять полученные знания на практике;

развивающие:

– способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи;

– способствовать формированию коммуникативных отношений;

воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию, бережливость, честность, взаимовыручка, щедрость.

Материалы к занятию: интерактивная доска, презентация, карта путешествий, телефоны и планшеты (на каждого участника), дерево на котором висят соль, камни, ракушки, кусочки меха, зерна кофе, куар-коды, листы бумаги на каждого ребенка, сюрприз для детей (монетки-шоколадки).

Ход занятия

(Дети встают в круг.)

Воспитатель.

С добрым утром! С новым днем!

С новым солнцем за окном!

Утро доброе встречай!

День хороший начинай!

– Послушайте загадку:

Что за странный

Человечек деревянный?

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный

Кто же это? — …

Дети (хором отвечают). Буратино. (Слайд 2. Буратино)

Воспитатель. Ребята, послушайте что хочет нам сказать Буратино.

Буратино. Дорогие ребята, я решил поучаствовать в олимпиаде «Знатоки финансовой грамотности». Но немного запутался и не смог выполнить несколько заданий. Помогите, пожалуйста, мне в них разобраться. Если поможете мне выполнить все задания правильно, то вас ждёт сюрприз от меня. Я нарисовал вам карту, с помощью этой карты вы отправитесь в путешествие.

Воспитатель. О чём попросил нас Буратино?

Дети. Выполнить несколько заданий. (Слайд 3. Карта путешествия.)

Воспитатель. Правильно, нужно помочь Буратино выполнить задания. Ну что, поможем Буратино. Посмотрите на карту, первый остров «Остров сокровищ». Найдите рисунок острова сокровищ в группе.

Логопед. Добрый день, ребята. Вы попали на остров сокровищ Вам предстоит выполнить задание. А какое, вы узнаете  отгадав загадку. (Слайд 4. Изображение денег.)

Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные!

Дети. Деньги.

Логопед. Правильно, поговорим мы с вами о деньгах.

Логопед. Ребята, скажите, а что такое деньги?

Дети. Деньги – это то, что люди используют для покупки разных вещей и оплаты услуг. Это то, что люди получают за свой труд.

Логопед. Для чего еще нужны деньги? (Слайд 5. Изображения продуктов питания, развлечений, квартиры, одежды и т.д.)

Дети. Деньги нужны для покупки продуктов питания.

– Деньги нужны для оплаты коммунальных услуг.

– Деньги нужны для оплаты развлечений.

– Деньги нужны для покупки одежды.

– Деньги нужны для оплаты проезда в транспорте.

– Деньги нужны для покупки подарков.

Логопед. А какие деньги используют в нашей стране?

Дети. Рубли.

Логопед. Правильно, деньги нужны в современном мире, без них прожить невозможно. Где мы носим деньги, монеты и банкноты?

Дети. В кошельке.

Логопед. Молодцы, ребята. С первым заданием вы справились. Отправляемся дальше. Посмотрите на карту и найдите следующий остров, Остров денежных деревьев. (Дети находят дерево на котором висят зерна кофе, камни, ракушки, шкурка животного. К каждому предмету прикреплен куар-код.)

 (Слайд 6. Изображения натурального обмена в древности.)

Логопед. Как вы думаете, деньги были всегда?

Дети. Нет.

Логопед. Что мы здесь видим? (Показывает на дерево.)

Дети. Зерна кофе, камни, ракушки, соль, шкурка животного, куар-коды.

Логопед. В древние времена эти предметы служили для людей деньгами. Что прикреплено к предметам? (Логопед показывает куар-коды.)

Дети. Это куар-коды.

Логопед. Для чего они нужны?

Дети. С помощью куар-кода можно узнать цену товара и информацию о нем.

Логопед. Правильно, молодцы. Это QR код, или по другому, штрих-код. Появился он в нашей жизни совсем недавно. В переводе с английского «быстрый отклик». На первый взгляд это непонятные цветные квадратики и прямоугольники, но это совсем не так. С помощью QR кода можно зашифровать информация и его может распознать камера на мобильном телефоне или планшете. При помощи QR-кода можно закодировать, например: текст, номер телефона, одну букву или одно слово, объявления, расшифровку ответа на вопрос.

Мы с вами возьмем наши телефоны и планшеты и с помощью куар-кодов узнаем в какой стране использовали такие деньги. (Дети с помощью куар-кодов загружают в свои телефоны ссылки на картинки в интернете.)

Логопед. Картинки каких стран у вас вышли?

Дети. Зерна кофе служили деньгами в Африке, камни служили деньгами на островах в Океании, ракушки служили деньгами в Китае и Индии, шкурки животных служили деньгами в древней Руси, перья служили деньгами у индейцев в Америке.

Логопед. Ну вот, мы справились с заданием. Отправляемся дальше. Ищем на карте следующий остров «Остров веселья»

Здесь мы с вами и нашими гостями отдохнем и повеселимся.

(Слайд7  Just Dance 2020: Jungle Dances by The Sunlight Shakers | Official Track Gameplay [US] — поиск Яндекса по видео (yandex.ru)

Физминутка «Джунгли»

(Гости и дети повторяют движения по видеоролику на интерактивной доске.)

Логопед. Молодцы. С этим заданием вы тоже справились. Отправляйтесь дальше, желаю вам удачи.

(Слайд 8.Карта путешествия.)

Воспитатель. Следующий остров – «Остров изобилия». (Садятся на стульчики.)

Воспитатель. Ребята, чтоб узнать о чём мы будем сегодня говорить вам необходимо разделиться на две команды. После того как разделитесь, выберите капитана команды. (Логопед включает приложение  Интерпарта. Игра «Товар-услуга».)

– Капитаны выбирайте конверт! Из букв в конверте составьте слово и мы сразу узнаем чем с вами займёмся. (Каждая команда выбирает конверт, внутри которого вразброс буквы слов «товар» и «услуга». Буквы с обратной стороны пронумерованы, на случай если дети затруднятся собрать слово.)

Воспитатель. Какие слова получились?

Дети. товар, услуга.

Воспитатель. Кто из вас знает значение слов «услуга», «товар»? Как мы можем узнать?

Дети. Товар – продукт труда, изготовленный для обмена, продажи.

Услуга – действие приносящее пользу, помощь другому.

Воспитатель. Мы с вами, ребята, поиграем в игру «Товар – услуга». (Дети играют в интерактивную игру. После переключаемся на презентацию.)

Воспитатель. Молодцы, ребята. С заданием справились. Посмотрим куда нам отправиться дальше. Нас ждет остров «Семейный»

(Слайд 4. На интерактивной доске картинка с изображением семьи и  надписью «Семейный бюджет».) 

Воспитатель. Ребята, расскажите, откуда в семье берутся деньги.

Дети. Мама и папа ходят на работу и им платят заработную плату; бабушка и дедушка получают пенсию; старшие сестра и брат учатся в институте и получают стипендию.

Воспитатель. Давайте попробуем составить схему семейного бюджета. Возьмите листочки, сейчас работаем с верхним рядом кружков.

Папина зарплата 3 рубля, зарплата мамы 2 рубля и пенсия бабушки 1 рубль. Каков бюджет семьи? Напишите соответствующую цифру в квадрате. Теперь поработаем со вторым рядом. Папина зарплата 3 рубля (закрашивают 3 кружка, зарплата мамы 2 рубля. (Закрашивают 2 кружка другим цветом.) Каков семейный бюджет? Напишите соответствующую цифру в квадрате.

В какой семье семейный бюджет больше? Почему?

Дети. Потому что первый бюджет состоит из зарплаты мама, папы и пенсии бабушки. Три дохода. А во втором из зарплаты мама и папы и имеет только два дохода.

Воспитатель. Ребята, скажите, что такое семейный бюджет?

Дети. Семейный бюджет – это все деньги, которые получают члены семьи. Подсчёт доходов и расходов.

Воспитатель. Что такое доход?

Дети. Доход – это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.

Воспитатель. Что такое расход?

Дети. Расход – это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.

Воспитатель. А, сейчас, ребята, я предлагаю вам поиграть.

Игра «Доход-расход»

Воспитатель. Если ситуация, которую я вам назову, означает доход, то вы будете говорить ура, если – расход, то будем говорить ух.

–Покупка хлеба в магазине. (Расход)

– Оплата коммунальных услух. (Расход)

– Папа получил премию. (Доход)

– Дедушка получил пенсию. (Доход)

– Мама с папой получили зарплату. (Доход)

– Мама заплатила за детский сад. (Расход)

– Бабушка купила молоко. (Расход)

– Папа заплатил за стрижку. (Расход)

– Брат получил стипендию. (Доход)

– Вы купили билеты в кино. (Расход)

– Папа получил зарплату. (Доход)

– Брату купили велосипед. (Расход)

– Мама выиграла приз. (Доход)

– Сестра потеряла кошелек. (Расход)

– Купили телевизор. (Расход)

– Бабушка продала пирожки. (Доход)

– Брат порвал куртку. (Расход)

– Купили путевку на море. (Расход)

– Бабушка получила пенсию. (Доход)

– Родители купили продукты питания в супермаркете. (Расход)

– Заплатили за ремонт машины. (Расход)

– Купили лекарства в аптеке. (Расход)

– Сестре купили новый компьютер. (Расход)

Воспитатель. Молодцы. Как нужно относиться к деньгам?

Дети. Бережно, экономно.

Воспитатель. Ребята, а как мы можем сэкономить семейный бюджет?

Дети. Чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно не лить зря воду.

– Чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно, уходя, выключать свет.

– Чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно беречь своё здоровье, чтобы не покупать лекарства;

– Чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно бережно относиться к своим вещам;

– Чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно не просить у родителей бесполезные вещи и игрушки. (Слайд 5)

Воспитатель. Ребята, как вы думаете всё можно купить за деньги или нет?

Дети. Нет.

Воспитатель. Что нельзя купить за деньги?

Дети. За деньги нельзя купить дружбу; за деньги нельзя купить ум; за деньги нельзя купить любовь; за деньги нельзя купить семейное тепло и уют; за деньги нельзя купить здоровье, за деньги нельзя купить друзей.

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Вот мы и помогли Буратино разобраться во всех заданиях.

Звуковое письмо от Буратино. Спасибо вам, ребята. Я все понял и теперь точно справлюсь со всеми испытаниями и обязательно получу звание знатока финансовой грамотности. Я побежал на олимпиаду. А для вас я передал сундук с сюрпризом. Сундук находится под денежным деревом. До свидания. (Слайд 6)

Воспитатель. Что же за сюрприз прислал нам Буратино? Давайте посмотрим. Что это? (Слайд 7) Правильно, это – деньги, монеты.

Конечно, деньги эти не настоящие – это сладкое угощение от Буратино.