Поможем бабушке Федоре

№ 114

(Конспект образовательной деятельности по татарскому языку в старшей группе)

Кадрия СУНГАТУЛЛИНА,

воспитатель по обучению детей родного языка детского сада «Красная шапочка» г.Заинска

Программные задачи:

Обучающие: Расширять словарь детей, закрепить знания детей о цвете.

Развивающие: Развивать умение понимать татарскую разговорную речь, умение отвечать на вопросы по-татарски и составлять предложения из 2-3 слов.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к посуде.

Основная образовательная область: “Речевое развитие ”.

Интегрированные образовательные области: “Познавательное развитие”, “Художественно – эстетическое развитие”.

Методы и приемы:

Методы: наглядные, словесные, игровые, сюрпризный момент.

Приемы: художественное слово, вопросы к детям, дидактические игры, поощрение.

Наглядные средства обучения: конверт, презентационный материал для интерактивной доски, раздаточные карточки с рисунками посуды, силуэты посуды.

Словарная работа

Обогащение словаря: тәлинкә, кашык, чынаяк.

Активизация словаря: зәңгәр чынаяк, кызыл тәлинкә, сары кашык.

Предварительная работа: Разучивание песни “Зәнгәр чынаяк. ”

Ход ООД

Вводная часть (дети сидят на стульчиках).

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Исәнмесез, балалар!

 

Дети: Исәнмесез.

Воспитатель: Хәлләрегез ничек?

Дети: Әйбәт.

— Ребята, вы слышите кто-то плачет? Внимательно послушайте! ( Слушают)

•        Это оказывается Федора плакала. А что с ней случилось?

Воспитатель:  Что же делать? Ребята, поможем Федоре?

Дети: Әйе. Да, поможем.

Воспитатель: Постараемся мы выполнить все задания, чтобы посуда  вернулась к Федоре.

Воспитатель: Ну что ж, не будем терять времени.

Задание №1. «Отгадай загадку, назови по- татарски»

Воспитатель: Ребята, за этими цветными фигурами спрятана разная посуда. Если вы отгадаете загадки, то сможете увидеть эти предметы. Итак, внимание. Какого цвета фигуру мы расколдуем первой, София?

Дети: кызыл – красную.

Тогда слушайте первую загадку.

Если б не было ее. (Әгәр бездә ул булмаса.)

Было б кушать тяжело.( Ашавы авыр булыр.)

Некуда и суп ложить ( Ашны кая саласы?)

И котлету положить.( Кәтлитне кая куясы?)

Дети: тарелка – тәлинкә.

Воспитатель: Согласна. Какого цвета фигуру мы расколдуем второй, Полина Сафронова?

Дети: яшел – зеленый.

Воспитатель: Тогда слушайте вторую загадку.

Если я пуста бываю,

Про себя не забываю,

Но когда несу еду,

Мимо рта я не пройду.

 

Дети: Ложка-кашык.

Воспитатель: Молодцы. Какого цвета фигуру мы расколдуем третьей, Андрей?

Дети: сары – желтый.

Воспитатель: Тогда слушайте третью загадку.

Я красива и тонка,

Разукрашены бока,

А гостей встречаю,

Чаем угощаю.

Дети: Чашка – чынаяк.

Воспитатель: Молодцы.

Задание № 2. “ Собери посуду ” (Лулли) .

Воспитатель: Ребята, следующее задание. Но сначала скажите, что изображено на круге? (Посуда).

-Надо подбирать чашку к тарелке. Какую тарелку ты выберешь, Андрей?

-Зур чынаяк ничә?( Саный)

-Ничә кечкенә тәлинкә ?

Задание № 3. «Посчитай по татарски». Внимание на экран. ( Шкаф)

Воспитатель: Федора разбила не только чашку, но и много другой посуды. Такая она неаккуратная. Давайте посчитаем, сколько у нее осталось посуды. (Бер, ике, өч, дүрт, биш, алты).

•        Сколько у неё осталось чашек?(Аның ничә чынаягы калган?) (Балалар җавабы.)

•        Ничә тәлинкә? (Балалар җавабы).

•        Ничә кашык? (Балалар җавабы).

•        Ничә яшел савыт-саба?

Воспитатель: Молодцы! Все справились. Слушайте следующее задание.

Задание №4. «Скажи наоборот» (с мячом)

 

Воспитатель: Я бросаю мяч и называю слово, а вы говорите, как будет наоборот.

Ложка чистая – ложка грязная. (Чиста кашык- пычырак кашык)

Чашка большая – чашка маленькая. (Зур чынаяк- кечкенә чынаяк).

Чиста тәлинкә- пычырак тәлинкә.

Кечкенә чынаяк- зур чынаяк.

Пычырак кашык -чиста кашык

Кечкенә тәлинкә- зур тәлинкә…(Һәрбер бала белән уйнала).

5. “Что лишние”

Булдырдыгыз. Экранга карагыз әле, балалар.  Ребята, посмотрите на экран:  посуда побежала по лесам, по полям от Федоры. Смотрите, а что здесь лишнего?  ( Игра “Что лишний ?” на экране)

6.Воспитатель: Ребята, давайте сейчас отдохнем и споем песню “Зәңгәр чынаяк” (дети встают полукругом).

Зәңгәр-зәңгәр чынаяк (ладошки в виде чашки, покачивания).

Зәңгәр-зәңгәр чынаяк (ладошки в виде чашки, покачивания).

Әйе шул, әйе шул (наклон вперёд).

Матур, чиста чынаяк (потираем руки – моем их).

Әйе шул, әйе шул, (наклон вперёд).

Зәңгәр, зәңгәр чынаяк (ладошки в виде чашки, покачивания).

Задание №7. «Укрась посуду татарским орнаментом».( Экранда үрнәк )

Воспитатель: Посмотрите, когда посуда бежала от Федоры, шёл сильный дождь и с посуды смыло весь рисунок. Давайте, украсим посуду, чтобы она стала такой же красивой как прежде. (Аппликация)

(Дети клеят  на силуэтах посуды татарский орнамент.) Мы украсим посуду татарским орнаментом. Проходите, садитесь.

Воспитатель: Все справились с заданием?

Дети: Да.

Воспитатель: Молодцы!

Ребята, посмотрите, какая красивая посуда у нас получилась.

Воспитатель: А вы, хотите узнать, посуда вернулось к Федоре? (Ответы детей) Давайте, посмотрим. Молодцы, ребята!

8. Итоговая часть занятия.

Воспитатель: Ребята, наше занятие заканчивается. Что, мы сегодня с вами сделали доброго? ( Балаларның җавабы.)

-Кто к нам сегодня приходил? Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили (о посуде). Какие цвета мы с вами вспомнили? Вам понравилось сегодняшнее занятие? Молодцы.

— Вы, сегодня очень хорошо занимались, были активными.  И Федора  вам передала угощение. До свидания — Сау булыгыз, балалар!

(Под весёлую музыку уходят).

 

Использованная литература:

1. Методика дошкольного образования: «Обучение татарскому языку русскоязычных детей».

2. Использованная образовательная программа: «Региональная программа дошкольного образования» Р. К. Шаехова, Казань 2012

3. Г. З. Гарафиева «Детские праздники» Казань, 2003г.

4.«Говорим по-татарски. Методическое пособие по обучению детей 5-6 лет татарскому языку» Казань, 2012г.

5.«Пляшем, поем и играем» Казань, 2007г