Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста в процессе билингвального образования

№164

Гульназ ХАЗИПОВА,

воспитатель по обучению татарскому языку высшей квалификационной категории детского сада №132 г. Казани

Лилия БОГАТОВА,

педагог-психолог детского сада №132 г. Казани

Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития поликультурного общества приобретает особую актуальность. Приобщение ребенка к миру человеческих ценностей обеспечивает формирование толерантности, осознание ребенком своей принадлежности к мировым культурным ценностям.

Очевидно, что многокультурное общество испытывает потребность в новом мировоззрении, направленном на интеграцию культур и народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения. Все это обосновывает значимость поликультурного образования, целью которого выступает формирование человека культуры, творческой личности, способной к активной и продуктивной жизни в поликультурной среде.

Поликультурное воспитание ребенка с самых ранних лет формируется как семьей, так и системой общественного дошкольного воспитания. Здесь особенно велика роль взрослых – родителей, воспитателей.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилище, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству», – утверждал Д.С.Лихачёв.

Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное учреждение, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение родной и русской речью, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей.

Уже в древних государствах было известно такое явление как двуязычие и многоязычие, которое рассматривались в качестве начал патриотизма. Оно необходимо было для налаживания деловых, торговых, культурных контактов. С течением времени начинают понимать необходимость специального изучения иностранных языков в семейном воспитании и школьном обучении. Иногда, особенно в высших слоях общества, происходит увлечение неродным языком и забвение собственного. Поэтому, наряду с признанием важности знания иностранных языков, в педагогике остро ставится вопрос о роли родного языка, о необходимости первоначального воспитания и обучения на родном языке.

Наиболее благоприятным для изучения второго языка является дошкольное детство, поэтому именно в этом возрасте мы уделяли большое внимание для развития и подготовки необходимой почвы для обучения родному и неродному языкам. В связи с этим, нами изучались и использовались готовые методики, а также для дошкольных групп мы разработали и апробировали свою программу обучения второму (неродному) языку.

Переход от диалога к полилогу культур предполагает не только наличие желания понять своего соседа по общему планетарному дому, но и наличие желания овладеть его языком. Поликультурное воспитание – составной элемент мировоззрения человека, способ формирования открытой, понимающей и принимающей позиции человека при общении с разными культурами, формирование отношения к своему народу, другим народам с помощью доступных детскому пониманию средств материальной и духовной культуры.

Поликультурное воспитание дошкольника – очень сложный по своему характеру процесс, он требует не только разнообразных средств, методов, целенаправленности, но и длительного времени. В результате систематической, целенаправленной работы по ознакомлению детей с разными народами, их культурой, традициями, у детей формируются полные осознанные, дифференцированные представления о многонациональном Российском государстве.