Поиграем с Акбаем

№ 143

(Занятие с использованием УМК в средней группе)

Гелюся ГАТАУЛЛИНА,

воспитатель детского сада № 402 г. Казани

Цель. Повторить и закрепить пройденный материал по татарскому языку на тему «Семья».

Задачи:

воспитательные: воспитывать усидчивость, старательность и интерес к занятиям;

развивающие: совершенствовать диалогическую речь: продолжать учить участвовать в беседе, отвечать полными предложениями на поставленные вопросы, развивать умение понимать татарскую, разговорную речь;

образовательные: расширять словарь детей, совершенствовать диалогическую речь.

Ход занятия

I. Организационный момент

(Дети заходят в зал и встают полукругом.)

Дети. Здравствуйте! Исәнмесез!

Гости. Здравствуйте! Исәнмесез!

Воспитатель. Рәхим итегез, кунаклар! Исәнмесез!

Гости. Исәнмесез!

Воспитатель. Хәлләрегез ничек, балалар?

Дети. Әйбәт. Рәхмәт.

Воспитатель. А сейчас спросим у наших гостей как у них дела на татарском языке.

Дети. Хәлләрегез ничек?

Гости. Әйбәт, рәхмәт.

II. Основная часть

(Стук в дверь.)

Воспитатель. К нам кто-то пришел.

Дети. Кто там?

Воспитатель. Спросим  на татарском языке.

Дети.  Кем бар анда?

Акбай. Хау-хау, бу – мин – Акбай.

Дети. Эт – Акбай.

Воспитатель. Это – Акбай, наш любимый герой. Акбай разговаривает на татарском языке. Позовем Акбая к нам.

Дети. Акбай, кил монда.

Воспитатель. Акбай мне рассказал, что принес нам игру. Он очень любит играть, только вот в эту игру играть не умеет.

Не расстраивайся, Акбай, мы с ребятами поиграем с тобой, и ты научишься играть. Ребята, поможем Акбаю?

Дети. Да, әйе. (Акбай что то шепчет воспитателю.)

Воспитатель. Ребята, Акбай что-то хочет сказать мне на ушко. (Наклоняется к Акбаю. Потом детям говорит.) Акбай хочет, чтобы мы рассказали о себе. Конечно, мы тебе расскажем. Дети, посмотрите, Акбай принес волшебный мяч, туп, он нам и поможет. Я вам кину мяч и спрошу: «Син кем?», «Ты кто?». Вы назовете свое имя. (Проводится игра «Син кем?»)

Дети. Мин – Полина, кыз бала. Мин – Артём, малай и т. д.

(Дети садятся.)

Воспитатель. Ребята, посмотрите какой красивый дом. А мы сейчас узнаем кто в этом доме живет и пригласим их в дом.

– У вас под стульчиками лежат картинки с изображением членов семьи, возьмите их.

– Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру и превратиться в членов большой и дружной семьи. Әйе, юк»)

– Син кем?

– Син кызмы?

Дети. Әйе, мин – кыз. Мин – бабай … (әби, әти, әни, кыз, малай).

Воспитатель. Позовем его.

Дети. Бабай … (әби, әти, әни, кыз, малай) кил монда.

Воспитатель. Син бабаймы?

Дети. Юк, мин – малай (и т. д)

Воспитатель. Ребята, еще раз посмотрите какая большая дружная семья. Семья по-татарски будет «гаилә». (Обращает внимание на дом и на детей.)

– Молодцы, дети, мы узнали, кто в этом доме живет.

– Ребята, давайте поиграем в пальчиковую игру «Гаилә».

Бу бармак – бабай,

Бу бармак – әби,

Бу бармак – әти,

Бу бармак – әни,

Бу бармак – кыз.

Бу бармак – бабай,

Бу бармак – әби,

Бу бармак – әти,

Бу бармак – әни,

Бу бармак – малай.

Воспитатель. Ребята, поиграем в игру «Кого нет?» («Кем юк?»). (Воспитатель прячет одну или несколько картинок, дети отгадывают.)

А сейчас нашей большой дружной семьей посадим арбуз (игра).

Дети.

Кояш, чык, болыт, кач.

Без уйнарбыз җылыткач!

III. Заключительная часть

Воспитатель. Молодцы, ребята! Как хорошо мы с вами сегодня поиграли. Спасибо вам. Кому мы сегодня помогли?

Дети. Акбай.

Воспитатель. А кому можно об этом рассказать? Полина, ты кому расскажешь? (Ответы детей.)

Воспитатель. Акбаю понравилось с нами играть. И он принес вам подарки.

Дети. Рәхмәт.

Воспитатель. Но, к сожалению, нашим гостям и Акбаю пора с нами прощаться. Давайте, попрощаемся с ними. Сау булыгыз!

Дети. Сау бул, Акбай! Сау булыгыз!