Поездка в город с Буратино

№ 108

(Занятие по обучению детей русскому языку в подготовительной группе)

Гузель ХАСАНОВА,

воспитатель по обучению детей русскому языку I квалификационной категории Больше-Елгинского детского сада Рыбно-Слободского района

Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной  и речевой активности  на русском языке.

Задачи:

воспитательные: воспитывать интерес к познанию; активность, организованность. Приобщать к элементарным общепринятым правилам и нормам поведения.

развивающие: развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать. Развитие диалогической и монологической речи детей на русском языке.

образовательные: закрепление знаний о видах транспорта. Познакомить детей с новыми словами: пешеход, пассажиры, наземный транспорт, тротуар, сиденья. Познакомить со знаком «Место остановки автобуса».

Основная образовательная область: познание.

Интегрированные образовательные области: коммуникация, социализация, художественное слово.

Методы: игровые, наглядные, словесные.

Приемы: вопросы, указания, дополнения, напоминания, художественное слово.

Наглядные средства обучения: Буратино, рисунок 5-этажного дома, изображение городских зданий и улиц; презентации «Казань», «Общественный транспорт»; изображение транспорта наземного: грузовой, общественный (автобус, трамвай, машина, велосипед, лошадка); макет светофора, знак «Место остановки автобуса»; изображения: деревенская улица, деревянный дом, корова, улица города, многоэтажный дом.

Словарная работа: пешеход, пассажиры, наземный транспорт, тротуар, сиденья.

Структура занятия:

1. Речевая зарядка.

2. Закрепление пройденного материала.

3. Проведение игр-упражнений для активизации речевой деятельности.

4. Гимнастика под счет на русском языке.

5. Представление нового материала, обязательные игры-упражнения на употребление новых слов и фраз.

6. Подвижная игра со словесным сопровождением на русском языке.

          Ход занятия

Рифмовка

Ехала машина,

Ехал шофер.

Приехала машина,

Приехал шофер

На детсадовский двор.

Приехал Буратино.

(Приходит на занятие Буратино.)

Буратино. Здравствуйте, ребята! Я принес вам загадку:

День и ночь горят огни –

Зеленый, желтый, красный. Что это?

Дети. Светофор.

Буратино. Я знаю много загадок о светофоре, потому что светофор –самый главный дорожный знак на дороге. Что означает каждый сигнал светофора?

1-й ребенок. Красный –  запрещает, т.е. нельзя переходить улицу.

2-й ребенок. Желтый – предупреждает, т.е. подожди.

3-й ребенок. Зеленый – разрешает, т.е. можно переходит улицу.

Буратино. Ребята, я слышал, что вы сегодня собираетесь на прогулку по городу. Возьмите меня, пожалуйста, тоже, я очень хочу на прогулку по городу.

Воспитатель. Ребята, возьмем Буратино с собой?

Дети. Да, возьмем.

Воспитатель. Мы сегодня погуляем по городу Казани. Представьте, что мы вышли из нашего детского сада на улицу и пошли пешком. Как мы сейчас называемся?

Дети. Пешеходы.

Воспитатель. Да, мы – пешеходы. Много на улице пешеходов?

Дети. Пешеходов много.

Воспитатель. Мы будем двигаться по улице или по тротуару?

Дети. По тротуару.

Воспитатель. Да, ребята, тротуар – это такое место на улице, по которому ходят только пешеходы, т. е. мы. Как называется то место, по которому ходят пешеходы?

Дети. Тротуар.

Воспитатель. Давайте, остановимся и посмотрим на поток автомобилей. (Выкладывает на магнитной доске изображения транспорта: грузового, общественного, транспорта специального назначения.) Как одним словом назвать то, что здесь изображено?

Дети. Автомобили.

Воспитатель. Автомобили, которые возят людей, называются пассажирским транспортом. Повторите.

Дети. Пассажирский транспорт.

Воспитатель. Назовите их. (Показывает картинки.)

Дети. Это машина, это автобус, это машина и трамвай и т.д.

Воспитатель. Да, они называются наземный пассажирский транспорт. Повторите.

Дети. Наземный пассажирский транспорт.

Воспитатель. Кто это пассажир? Это будем мы, если сядем на автобус или трамвай, или в машину. Кто мы, ребятки?

Дети. Пассажиры.

Воспитатель. Давайте, продолжим наше путешествие, но пешком мы быстро устанем. Как вы думаете, на чем лучше проехать по улицам города всем вместе? (По мере того в каком порядке дети будут называть транспорт, воспитатель выкладывает картинки.) Ребята, давайте, лучше поедем на автобусе.

Дети. Давайте, поедем на автобусе.

Воспитатель. Как мы найдем его остановку? Это какой знак? (Показывает картинку со знаком остановки.)

Дети. Знак «Место остановки автобуса»

Воспитатель. Вот подъехал автобус. Мы сразу заходим в него или подождем, пока из автобуса выйдут люди?

Дети. Да, подождем, пока выйдут люди.

Воспитатель. Как мы стали называться, как только вошли в автобус?

Дети. Пассажиры.                                                                                                                                                                                           

Воспитатель. Что есть внутри автобуса?

Дети. Есть сиденья.

Воспитатель. Сидений много? Всем хватит?

Дети. Нет, не много. Не всем хватит.

Воспитатель. А кто сядет? Кто останется стоять? Кто кому уступит место?

Игра «Автобус»

(Дети стоят друг за другом, держась за руки, согнутые в локтях. Первый из ребят – шофер. Водящий – полицейский стоит вдали фонариком (круги трех цветов). Первый раз роль полицейского берет себе воспитатель. Дети передвигаются вперед и хором произносят.)

Водящий.

Автобус-машина… шина-шина!

Едет вперед, детей везет!

(Полицейский поднимает красный круг.)

Стой, автобус, не иди:

Красный свет там, впереди!

Ты немного погоди!

(Дети сидят. В окно глядят. Полицейский показывает желтый, а затем зеленый круг.)

Зеленый свет…

Преграды нет!

Автобус, иди!

Детей вези!

Дети (хором).

Автобус-машина… шина-шина!

Едет вперед, детей везет!

Мы ехали, ехали и приехали.

Водящий.

Стой! Автобус, не иди!

Надо детям выходить!

Воспитатель. Дети, скажите, в какой республике мы живем?

Дети. Мы живем в Республике Татарстан.

Воспитатель. Как называется главный город – столица Республики Татарстан?

Дети. Это – город Казань. Казань – большой и красивый город.

Презентация №2 – «Казань»

(Воспитатель показывает рисунок, дом, в котором он живет. Беседует с детьми.)

Воспитатель. Ребята, правильно ли Буратино рассказывает какой у него дом?

Буратино. У меня маленький дом. (Воспитатель показывает картинку, где все наоборот, и дети исправляют, произнося высказывания с отрицательной частицей не-)

Например:

Дети. У него не маленький, а большой дом.

Буратино. Я живу на первом этаже.

Дети. Нет, он живет не на первом этаже, а на пятом этаже и.т.

Игра «Деревня-город»

– На чем ездят в деревне?

– Если деревня не большая, то ходят пешком.

– А как  ходят пешком? (Дети шагают на месте.)

– А еще на чем можно ехать? (Показывает картинку велосипеда.)

– На велосипеде. (Крутят ноги как педали.)

– А если деревня большая?

– То ездят на автобусе или на легковой машине. (Дети берут рули и шагают по группе.)

– А еще на чем ездят?

– На лошадке. (Берут палки и цокают.)

Игра «Исправь ошибку»

1. Летели по небу самолет и «Жигули».

2. Автобус едет за город. Что случиться, если он с рельсов сойдет?

3. Плывут по морю пароход и поезд и т.д.

(Буратино предлагает детям поиграть и ответить на его вопросы.)

– Почему нельзя играть с мячом на дороге?

– Почему нельзя кататься на велосипеде на дороге?

– Почему нельзя громко разговаривать в автобусе и т.д.

Буратино. Молодцы, ребята! Вам нужно возвращаться в детский сад. До свидания! (Играет музыка «Мы едем, мы едем».)