Подготовка к ЕГЭ по английскому языку

Подготовка к ЕГЭ по английскому языку

Альбина ПРОЖИЛОВА,

учитель английского языка гимназии №102 им. М.С.Устиновой г. Казани

Экзаменуемым необходимо выбрать одну из тем и написать сочинение-рассуждение объемом 200 – 250 слов. Главная задача, стоящая перед школьниками – грамотно и четко рассказать, согласны ли они с предложенным утверждением, и аргументированно объяснить свое мнение

Важно уложиться в обозначенные рамки: если объем работы составит менее 180 слов, текст не будет проверяться вообще; если эссе  более чем 275 слов, проверяющий остановится на 250 слове и на этом закончит оценку сочинения. Соответственно, в первом случае ученик потеряет всю работу, а во втором – заключение.

Критерии оценки сочинения

При проверке эссе на ЕГЭ по английскому языку эксперты оценивают содержание и структуру текста, правильность выбранных лексических единиц и грамматических конструкций, орфографическую и пунктуационную грамотность. Иными словами, писать нужно правильно, структурировано и строго по теме. За соблюдение каждого из перечисленных условий можно получить до 2 – 3 баллов.

Итак, при написании сочинения важно помнить обо всех аспектах, которые будут учитываться при проверке работы.

  1. 1. Решение коммуникативной задачи.
  2. Организация.
  3. Лексика.
  4. Грамматика.
  5. Орфография и пунктуация.

Подробно рассмотрим каждый из этих пяти аспектов:

  1. Решение коммуникативной задачи

Чтобы получить максимальное количество баллов по данному пункту, необходимо следующее:

– раскрыть полностью тему, указанную в задании;

– уложиться в указанный объем слов;

– придерживаться формального (нейтрального) стиля изложения.

  1. Организация

Необходимо правильно разделить сочинение на абзацы и использовать элементы логической связи (вводные конструкции и слова-связки).

Помните, что одному абзацу должна соответствовать одна ключевая мысль.

  1. Лексика

Необходимо правильно подбирать и использовать слова в эссе.

Не повторяйте одни и те же лексические единицы на протяжении всего текста – находите синонимы и слова-объяснения. Делайте предложения разными по длине.

  1. Грамматика

В тексте не должно быть ошибок – это касается временных форм глаголов, единственного и множественного числа существительных, артиклей, словообразования, структуры предложений и т.д.

  1. Орфография и пунктуация

Все слова должны быть написаны правильно и четко. Если проверяющий не может разобрать фразу, она засчитывается как ошибка. Многочисленные зачеркивания и исправления тоже отнимают баллы от общей оценки за работу. Таким образом, при написании сочинения важно помнить обо всех аспектах, которые будут учитываться при проверке работы.

План эссе на ЕГЭ по английскому языку

Чтобы написать сочинение на выбранную тему максимально логично и емко, рекомендовано следовать краткому плану:

  1. Вступление. Обозначьте ключевую проблему.
  2. Ваша позиция. Расскажите, что вы думаете по данному вопросу, и подтвердите свою точку зрения 2 – 3 доводами.
  3. Противоположная позиция. Напишите о других точках зрения по обозначенной теме и приведите пару подтверждений в пользу этих мнений.
  4. Причины вашего несогласия с противоположными позициями. Объясните, почему вы не поддерживаете другие точки зрения.
  5. Заключение. Суммируйте все мнения, отмеченные в сочинении, и подведите итог своего рассуждения. Как правильно писать разные части экзаменационного сочинения?

Вступление

Начало текста должно состоять буквально из 2 – 3 предложений, разъясняющих и расширяющих выбранную проблему. Не старайтесь переписывать заголовок с использованием синонимов, лучше обрисуйте свое видение ситуации без большого количества деталей. Коротко и ёмко отметьте тот факт, что по данной теме существуют разные мнения — этого будет достаточно.

Для вступления можно использовать следующие конструкции:

– Some of us are sure / say / believe / consider that…

– Our life is inconceivable / incogitable without… However, many people are skeptical about the importance of / call into question the need of / the benefits of

– … is becoming more and more popular today. But there are quite a lot of people, who leave its use for the society in serious doubt.

Последнее предложение вступления должно отображать вашу позицию по обозначенной проблеме. Начать фразу можно одним из следующих способов: «In this essay I will explore the issue of…/ try to express my opinion on… / discuss the problem of…».

Еще один вариант – сразу же подчеркнуть, что вы планируете объяснить свою позицию по обозначенному вопросу. Так, вы можете сказать: «In this essay I will tell you why I think that…».

Ваша позиция

В этой части текста, согласно правилам написания эссе на ЕГЭ, вы должны выразить свое мнение по проблеме и привести 2 – 3 довода в защиту обозначенной позиции. При этом ваши объяснения должны быть логичными и развернутыми. Писать «я так думаю» или «мне так кажется» нельзя — такие обоснования при проверке сочинения попросту не зачтут.

Вот несколько вводных фраз, с которых можно начинать предложения:

– In my opinion, …

– From my point of view, …

– It needs no saying that …

– I would say,…

Для обозначения логической взаимосвязи между доводами можно использовать следующие конструкции:

– Firstly, … / To start with, … / To begin with, … / First of all, …

– Secondly, … / In the second instance… / At the second, …

– An additional point is that …

– Even more, …

– In fact, …

– Finally, …

Рекомендуется выбрать два самых весомых аргумента и раскрыть их как можно более подробно. Пишите лишь о том, с чем сложно поспорить, и приводите примеры в поддержку вашего мнения.

Противоположная позиция

Здесь необходимо отметить те мнения, которые вы будете впоследствии оспаривать. Поэтому пишите только то, чему можете аргументировано возразить, чтобы не усложнять собственную работу. Начать абзац можно со слов:

– Others say that …

– Some people argue that …

– Meanwhile, some people are sure that …

Помните также, что в этой части эссе нельзя повторять объяснения, которые вы уже использовали при раскрытии собственной точки зрения. Придумайте принципиально новые доводы, чтобы текст не казался повторением одной и той же мысли в разных контекстах. Для связки аргументов можно использовать следующие конструкции:

– A major reason is that …

– A popular thought is that …

– One cannot deny that …

Количество пунктов здесь, как и в предыдущей части сочинения, зависит от развернутости ваших доводов. Лучше описать всего одну позицию, но раскрыть ее максимально детально и грамотно.

Ваши контраргументы

Четвертый абзац – это логическое продолжение третьего. Описав противоположную точку зрения, вы должны объяснить, почему считаете ее неправильной. Если в третьем абзаце вы упомянули два разных мнения, то опровергать нужно каждое из них. При этом высказываться следует максимально нейтрально, не выражая негативных эмоций в отношении людей, с которыми вы якобы не согласны.

Вот несколько клише, которые можно использовать при написании этого абзаца эссе на английском языке:

– On the other hand, we can see that …

– The other side of the coin is, however, that

– One should, meanwhile, consider the issue from another angle.

Приводя доводы против чужой точки зрения, не забывайте об объеме текста. Не стоит писать слишком много, поскольку так вы рискуете не оставить достаточно места для финального абзаца.

Заключение

Многие по ошибке пишут в заключении то же самое, что было отмечено во вступлении. Это неправильно. В последнем абзаце вы должны суммировать все ключевые пункты текста, придя, в конечном итоге, к вашей позиции по обозначенному вопросу. С одной стороны, в заключении не должно быть никакой новой информации, только «выжимка» из уже сказанного. С другой стороны, переписывать целые предложения из предыдущих абзацев нельзя — используйте синонимы, слова с похожим значением, новые грамматические конструкции и фразы.

В качестве связок здесь можно использовать следующие варианты:

– I want to conclude by saying that …

– From these arguments one can conclude that …

– Despite the facts that …, I see that …

На заключение, как правило, остается буквально 2-3 предложения. Этого достаточно для того, чтобы подчеркнуть важность вопроса, отметить наличие разных точек зрения и еще раз обозначить вашу личную позицию.

Как избежать ошибок в эссе?

Отметим несколько наиболее распространенных ошибок, которые ежегодно портят экзаменационные сочинения выпускников:

Сокращения. Согласно стандартам ЕГЭ 2019 года, в эссе по английскому языку не должно быть никаких haven’t, don’t, can’t, you’re, I’m или it’s.

Неформальная лексика. Перечитайте текст и «очистите» его от таких слов как, например, «guy», «yeah», «gonna» и др.

Слишком короткие и простые конструкции.

Не обязательно все эссе писать исключительно сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, но они все-таки должны присутствовать.

Вопросительные и восклицательные предложения. Это тоже показатели неформального стиля, который недопустим в экзаменационном эссе.

Изобилие вводных фраз. Не начинайте каждое предложение со слов-связок. Они должны лишь слегка разбавлять текст, иллюстрируя, показывая ход ваших мыслей.

Посторонние рассуждения. В процессе описания той или иной проблемы многие «уходят в сторону», поднимая те вопросы, которые имеют лишь опосредованное отношение к теме работы. В итоге текст получается достаточно длинным и грамотным, но преподаватель не может поставить за него высокий балл, поскольку тема эссе не была раскрыта.

Описки и опечатки. Волнение и спешка часто мешают экзаменуемым сосредоточиться на работе и сделать ее максимально грамотно и аккуратно. Чтобы избежать такие ошибки как описки и опечатки в эссе рекомендовано   использовать черновик и тщательно перепроверять каждое слово в готовом тексте.

Общие рекомендации по подготовке к эссе по английскому языку на ЕГЭ

Первое главное правило – в академическом письме ЗАПРЕЩЕНО писать от первого/второго (не использовать I, we, you, our). Как можно чаще стараться писать большие noun phrases, использовать пассивный залог. Не использовать в эссе spoken language, например: If you eat to much junk food, you get fat. Это явное не академическое правописание, такое можно заменить следующим образом — Unhealthy eating habbits cause obesity. Да, это очень сложно.

Второе правило, не надо вставлять идиомы в academic writing, они хорошо подходят для general, но в академическом за них могут снизить оценку.

 Третье — избегать такую структуру эссе, как Firstly, Secondly, Thirdly etc., так как это не список покупок в магазин.

Оптимальный вариант — практикуйтесь в написании подобных сочинений  на протяжении всего учебного года. Работайте над темами прошлых лет, стараясь воссоздать условия реального экзамена (ограниченное время, чёткий объём текста, строгий план изложения). Обсуждайте с учителем каждую работу. Озвучивайте выявленные ошибки, находите способы их устранения.

Делайте упор именно на то, что не получается. Например, если вы регулярно допускаете ошибки в использовании герундия, значит, над этой темой вам и нужно работать. Не стоит рассчитывать, что при написании итогового сочинения вы попросту не будете использовать герундии. Так вы потратите массу времени и сил на «вырезание» сложных для вас слов вместо того, чтобы грамотно и ёмко рассуждать на заданную тему.

Расширяйте словарный запас. Заучивайте по 2-3 слова ежедневно, причем не только звучание и значение, но и написание. Так вы обогатите свой лексический словарь и научитесь излагать свои мысли максимально красиво и без ошибок.

Когда начинать подготовку?

Чтобы написать эссе на ЕГЭ по английскому на максимальное количество баллов, необходимо как можно раньше начать подготовку к этому испытанию. Если ваш уровень владения иностранным языком Intermediate, то на качественное обучение уйдет не менее 6 месяцев.

Пример письменного высказывания

с элементами рассуждения («высказывание мнения»), выполненного экзаменуемым и оценённого в 14 баллов(3-содержание, 3-организация текста, 3-лексика, 3-грамматика, 2-орфография и пунктуация).

Some people think that reading detective stories is a waste of time

INTRODUCTION

  • detective stories = crime stories, crime fiction
  • waste of time = (crime stories) are not worth reading, are not
  • worth the time, there is no use reading, etc.
  • think = believe, say, claim

There are people who are not interested in crime fiction. They are sure crime stories are not worth reading. Some people don’t like reading crime fiction. They think this genre is not worth the time.

Если нужно добавить объём, можно использовать общие фразы, которые часто употребляются в письменных работах такого вида. Это обычно общие фразы, клише.

  • it is known that
  • it`s unfortunate that
  • are (is) considered to be
  • have been lately or have always been
  • in recent years
  • throughout its history mankind , etc.

Например,

Detective stories have always been popular with readers. Surprisingly, some people do not like reading crime fiction. They are sure this genre is not worth the time. I do not agree with this point of view.

PARAGRAPH 2

In my opinion, detective stories are one of the most interesting genres of   fiction  ever  created.   Firstly,   detective   stories  are  a   kind  of intellectual game. A problem is set before us, and we enjoy solving the problem. We are involved in the plot; consequently, we cannot stop reading until we find the key to the solution of the problem. Secondly, detective stories can be instructive. We often associate the details from the story with things from our lives. It, definitely, helps us to understand how to behave if we are in a difficult situation.

Thirdly, the main characters of crime stories, detectives, are fascinating. They are honest and therefore trustworthy. This feature allows the readers to believe and sympathize with them. Many characters of detective stories, such as Poirot, Miss Marple, Nero Wolf, etc. have become favourite characters for   millions of readers all over the world.

PARAGRAPH 3

However, those who detest detective stories, think that these books are the example of bad literature. They claim, that these stories appeal to the darker side of human nature. For example, they say some people who read crime stories start killing, stealing and do other immoral things.

PARAGRAPH 4

I strongly disagree with this opinion. If some people have a desire to do something that is not right, we cannot blame books for it. Moreover, most detective stories show that good wins. Most people will not commit crime if it does not go unpunished.

CONCLUSION

To sum up, although some people do not like reading detective stories, others come back again and again to this genre. I hold the opinion (I am firmly of the belief) that there are no good or bad genres, there are good and bad books. If we choose good books to read, we will  not  waste the time.

Вот то, что получилось. Пришлось изъять несколько предложений, потому что был превышен объём.

Detective stories have always been popular with readers. Surprisingly, some people do not like reading crime fiction. They are sure this genre is not worth reading. I do not agree with this point of view. In my opinion, detective stories are one of the most interesting genres of fiction ever created. Firstly, detective stories are a kind of intellectual game. A problem is set before us, and we enjoy solving it. Secondly, detective stories can be instructive. We often associate the details from the story with things from our lives.

It, definitely, helps us to understand how to behave if we are in a difficult situation. Lastly, the main characters of crime stories, detectives, are fascinating.  They are honest and therefore trustworthy. This feature allows the readers to believe and sympathize with them. However, those who detest detective stories, think that these  books are the example of bad literature. They claim, that these stories appeal to the darker side of human nature. For example, they say some people who read crime stories start killing, stealing and do other immoral things.                                                                           

I strongly disagree with them. If some people have a desire to do something that is not right, we cannot blame books for it. Moreover, most detective stories show that good wins. Most people will not commit crime if it does not go unpunished.

To  sum  up,  although  some  people  do  not  like  reading detective stories, others come back again and again to this genre. I think, there are no good or bad genres, there are good and bad books. If you choose good books to read, you will not waste the time.

273 слова (допустимый предел-275)

ЗАДАНИЕ 1.

Какие из нижеприведённых слов и выражений вводят сравнение/контраст, результат/ вывод, аргумент в поддержку высказанной мысли. Заполните таблицу (в списке есть лишние слова):

What’s more, firstly; in summary; in spite of; thus, lastly, however, in addition, apart from that, in consequence, moreover, despite; on the other hand, in contrast to this; as a result, because of that, although, whatever, as, and so; nevertheless; in conclusion, besides, while, even if, and yet, equally, to put it briefly.

ЗАДАНИЕ 2.

В каждой строке связующих слов и выражений есть одно лишнее. Найдите его.

1) when, whenever, moreover, before, until, while, as soon as, after

2) finally, lastly, all in all, in conclusion, in addition, to sum up

3) and, also, too, moreover, what is more, in addition, furthermore,

therefore

4) although, because, but, however, on the other hand

1).__________ 2).____________ 3).___________ 4).__________

ЗАДАНИЕ 3. 

Какие из нижеприведённых слов и выражений могут (быть использованы) характерны для введения, основной части, заключения письменного высказывания с элементами рассуждения? Заполните таблицу.

Firstly, to begin with, furthermore, moreover, also, In my opinion, I believe, I think, As I see it, In today’s world it is important…, many people believe… but to my mind, however, on the other hand, though, in conclusion, all in all, to sum up, all things considered I believe…, there is no doubt, In conclusion it is important to remind/add/point out that…the issue is far from solving/resolving yet but I think…, there is a dispute, discussion/no agreement…, the /issue/problem/ phenomenon of…is/appears to be/has always been… many people think that… , on the one hand, on the other hand, To begin with, Firstly, secondly, finally, in addition, Besides, Moreover, in spite of this, in fact, As a result, consequently. One major advantage is, As advocates of… claim/argue, as critics point out, There are a number of disadvantages/drawbacks, To sum it up, one can come to the conclusion that…., To conclude, it appears that… .

ЗАДАНИЕ 4.

Согласитесь  либо  не согласитесь со следующими высказываниями. Приведите не менее                                 3-х аргументов «за» и 2-х  аргументов «против».

  1. Having a pet is good for a family.
  2. Living in a big city is better than in a village.
  3. Being famous is wonderful.
  4. It’s better to travel with friends than alone.
  5. Internet makes people lazy.

Comment on the following statement.

My parents say the way they lived in the past was more secure.

However, I believe that young people are given a lot more life opportunities nowadays.

What is your opinion? Which way of life will be more satisfying for future generations?

Write 200 – 250 words.

Use the following plan:

  • make an introduction (state the problem)
  • express your personal opinion and give 2-3 reasons for your opinion
  • express an opposing opinion and give 1-2 reasons for this opposing opinion
  • explain why you don’t agree with the opposing opinion make a conclusion restating your position
  • 1-й абзац – своими словами введите тему (проблему), которая обозначена в задании;
  • 2-й абзац – изложите свое мнение по теме, подкрепите его 2-3 аргументами (развернутыми).
  • 3-й – 4-й абзацы – здесь нужно упомянуть, что есть люди, мнение которых отличается от вашего (напишите какое у них мнение), а затем напишите почему вы с ним не согласны. Здесь нужно дать 1-2 аргумента в защиту своего мнения.
  • 5-й абзац – еще раз кратко изложите свою позицию Постарайтесь сделать это другими словами, но раз это вывод, то все должно быть связано с тем, о чем вы писали выше.