По следам истории: Отечественная война 1812 года через личность Надежды Дуровой
№ 192
(Урок-игра по истории)
Наталья ПРЕСНОВА,
учитель истории и обществознания I квалификационной категории средней школы № 103 г. Казани
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Форма организации урока: урок-игра.
Основные методы обучения:наглядные, словесные (проблемный диалог, эвристическая беседа), методы проблемного обучения.
Цели урока:
– изучить в игровой форме события Отечественной войны 1812 года, как одно из самых значимых событий отечественной истории, через личность Надежды Андреевны Дуровой;
– повысить познавательную активность учащихся;
– научить учащихся работать с дополнительной литературой, уметь реализовывать полученные знания.
Задачи урока:
– способствовать формированию патриотических чувств, уважению к отечественному историческому наследию;
– продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе различных источников информации, уметь обобщать отдельные факты.
Планируемые результаты:
предметные: учащийся научится:
– анализировать информацию различных источников (текст учебника, содержание карточек, анимированная карта, высказывания);
– систематизировать исторический материал;
– объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов в Отечественной войне 1812 года;
– давать оценку событиям.
Метапредметные:
регулятивные УУД: учащийся научится:
– определять главную проблему;
– выдвигать версии решения проблемы;
– ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
– формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
– определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
– оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
познавательные УУД: учащийся научится:
– выявлять причины и следствия явлений;
– строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
– объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной деятельности (объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
– извлекать информацию, представленную в различных формах (интернет, текст, иллюстрации);
– на основе обобщения знаний делать выводы;
коммуникативные УУД: учащийся научится:
– принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
– в процессе беседы корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения;
– выражать свои мысли;
– слушать собеседника и уметь вести диалог.
Ход урока
Учитель. Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Мое приветствие – уже история. Когда-то ваши воспоминания, воспоминания, которые вы по прошествии многих лет передадите своим детям и внукам станут историей полувека.
История – это все ,что нас окружает в следующее мгновение, т.к. история…
Учитель. Продолжите предложение. (Учащиеся предлагают свои версии.)
Учитель. «Почему люди так любят изучать свое прошлое, свою историю? Вероятно потому же, почему человек споткнувшись с разбега, любит, поднявшись, оглянуться на место своего падения», писал В.О.Ключевский. Что хотел этими словами сказать великий русский историк В.О.Ключевский? (Учащиеся высказывают свои предположения.) Учитель. Ребята, сегодня мы отправляемся в прошлое нашей страны. Для того чтобы узнать год нашего путешествия, решите математическую задачу: “Этот год состоит из двух двузначных чисел; одно состоит из 1 десятка и 8 единиц, а второе, меньше первого на 6”.
Учитель. Правильно, это 1812 год. Ребята, как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь? А бывает ли, по вашему мнению, когда что-то является предметом гордости всего народа? Что можно сказать о войне 1812 года?
Вывод. Война 1812 г. оставила в истории России неизгладимый след. Это война была не первой, где принял участие русский народ. Но эта война показала дух российского народа, его готовность пожертвовать собой ради Отечества.
Учитель. Я предлагаю вам погрузиться в эпоху того времени.
Ребята, сегодняшний урок мы посвящаем удивительному человеку, которым восхищался А.С.Пушкин, за спасение раненого во время Бородинского сражения награжден Георгиевским крестом, автору книги – «Записки кавалерист-девицы», участнику Отечественной войны 1812 года. Ее потомки основали целую цирковую династию, существующую и поныне. А.С.Пушкин о ней писал:
Так любопытна,
Так известна.
И так таинственна.
Как вы думаете: о ком пойдет речь? Это Надежда Андреевна Дурова. Надежда Дурова – уроженка нашего края, ее судьба связана с городом Елабуга, где создан дом-музей. Это первая русская женщина офицер и талантливая писательница XIX века. Провела 10 лет на полях сражений, участвовала в двух заграничных походах. Прошла путь от рядового солдата до штабс-ротмистра.
Тема нашего урока: Отечественная война 1812 года через личность Надежды Дуровой.
Наш урок пройдет в форме игры по типу телевизионной программы «Исторические «акулы пера». Передаю слово ведущим.
1-й ведущий. Здравствуйте. К нам на передачу приглашена единственная женщина – участница Отечественной войны 1812 года, напечатавшая свои литературные произведения под псевдонимом Александра Андреевича Александрова. Мы можем задать вопросы, интересующие нас, чтобы больше узнать о судьбе этой женщины, чтобы глазами простого человека увидеть героические и трагические страницы Отечественной войны и написать об этом в своей газете. В передаче принимают участие корреспонденты газет и журналов «Казанский вестник», «Заволжский муравей», «Казанские губернские ведомости» и «Казанские известия».
2-й едущий. Хочу напомнить вам биографию Н.А.Дуровой. Начала службу в казачьем полку рядовым Александром Соколовым с 1806 года, затем служила в уланском полку. Когда в 1807 году полк выступил в прусский поход, она написала отцу письмо, просила простить за побег, дать ей заочное благословение и разрешить продолжать жизненный путь.
Слухи о том, что в рядах русской кавалерии сражается переодетая женщина, уже ходили по России, друзья по полку делились с Соколовым подобными слухами.
По приказу Александра I, улана Соколова привезли в Петербург, где состоялась встреча царя и Дуровой. После слов: «я родилась в лагере, трубный звук был колыбельной песнью для меня…» царь разрешил продолжить военную службу, лично вдел в петлицу ее мундира Георгиевский крест 5-й степени и, отныне, она именовалась Александром Александровым. Царь произвел ее в офицеры.
О тайне Н. А. Дуровой знали лишь Александр I, Аракчеев и главные чины армии.
1-й ведущий. А теперь, уважаемые корреспонденты, вы можете задать интересующие вас вопросы нашей героине. (Корреспонденты один за другим задают вопросы.)
– Сколько Вам было лет, когда Вы бежали из дома? Что Вас заставило это сделать?
– Насколько нам известно, Вас не любили Ваши родители и в 17 лет выдали замуж, но вы ушли от него. Почему?
– Где Вы приняли первое боевое крещение?
— Ваш первый орден – орден святого Георгия, который дается исключительно за личную храбрость. Расскажите об этом.
– У Вас была личная аудиенция с императором Александром I. О чем Вы с ним говорили?
– Как Вам служилось среди мужчин?
– Вам нравится Ваше новое имя Александров Александр Андреевич?
– Что Вас заставило принять участие в Отечественной войне 1812 года, ведь Вам было уже 29 лет?
– Трудно понять женщину, которая наравне с мужчинами воюет, при этом скрывает свой пол? Как Вам это удавалось?
– Как Вам служилось, будучи ординарцем фельдмаршала М.И.Кутузова?
– После окончания войны вы переехали в Елабугу, где прожили сорок лет. Расскажите эту страницу Вашей биографии.
– Расскажите о Вашей встрече с А.С.Пушкиным.
– Какое влияние оказала на Вас Отечественная война 1812 г.? Ваши яркие воспоминания о ней?
(Роль Н.А.Дуровой исполняла ученица, заинтересовавшаяся, биографией героини передачи, досконально изучившая ее жизнь и с успехом отвечавшая на вопросы корреспондентов.)
Учитель. Биография Надежды Дуровой удивительна. Судьбой было предначертано этой женщине оставить след в истории России. Ее патриотизм в служении Родине, презрении к опасности. Встреча Н.А.Дуровой с Александром I решила ее судьбу.
Что жизнь, Отечество дороже?
Да, у войны не женское лицо,
Но кто сказал, что женщина не может
Отечеству служить, в конце концов? (Тамара Кошевая)
Учитель. В заключение в индивидуальных листах выразите свое отношение к данной передаче: что вам понравилось, что нет. Какие вопросы вы считаете наиболее интересными? Что вы получили от этого урока? А корреспонденты должны отразить полученную информацию в своей статье (написать эссе ), исходя из уклона той газеты или журнала, представителями которой они являлись.