По дороге к цели

№ 130

(Методическая разработка)

Гульназ МАХМУТОВА,

учитель математики высшей квалификационной категории Шланговской средней школы Дрожжановского района

Подростковый возраст – очень важный период в жизни ребенка. Именно в это время он делает первые шаги на пути к взрослой жизни, впервые ставит цели, определяет жизненные ценности. С течением жизни всё может поменяться, но основа закладывается уже сейчас.

Любое важное дело начинается с постановки цели. Грамотно поставленная цель – половина успеха. Грамотно – значит, с учетом своих желаний, предпочтений, а главное – реальных возможностей. Важно установить этапы (шаги, ступени) достижения цели, сроки для каждого этапа, определить те моменты, где вы можете рассчитывать только на себя, и те, где вам может понадобиться помощь и поддержка со стороны других людей.

Зачастую родители сами создают условия, при которых дети не имеют возможности не только сформироваться как самостоятельный, ответственный и деятельный человек, но даже не понимают, что это такое, так как не имеют опыта активных, самостоятельных решений и действий. Подобная позиция мира взрослых в отношении к детям приводит к различным и, как правило, печальным последствиям. Это повышение тревожности, снижение самостоятельности и творческой активности, появлению к защитному, часто агрессивному поведению, избеганию самостоятельных решений и ответственности за них.

Цель и задачи программы

1.  Цель

Разработка  и апробация системы мер, направленных на формирование  навыков целеполагания у подростков.

  1. 2.     Задачи:
  •  Изучить актуальные  способы формирования навыков целеполагания у подростков;
  •  Разработать программу, направленную на формирование  навыков целеполагания у подростков;
  • Апробировать — реализовать программу, направленную на формирование  навыков целеполагания у подростков;
  •  Проанализировать итоги реализации, откорректировать программу;
  • Разработать методические рекомендации для классных руководителей и родителей по итогам реализации проекта

         

Программа мероприятий

 

Комплекс мер Место проведения Срок проведения Ответственный  
                                                                 Этап 1  
 

1.

Подборка, изучение и анализ методологической и психолого-педагогической литературы по данной тематике СОШ октябрь классный руководитель.  
22 Анкетирование участников программы (приложение 1,2) СОШ октябрь педагог — психолог  
33 Разработка программы, направленной на формирование навыков целеполагания у учащихся СОШ октябрь классный руководитель, педагог — психолог

 

 
                                                           Этап 2  
31 Реализация программы:

групповые занятия  (по формированию навыков целепологания):

1.«Мечта и Цель (приложение 3)

2.Технология постановки цели «SMART»

3.Технология достижения цели  «GROU»

4.Карта цели

СОШ ноябрь классный руководитель

педагог — психолог

 

 
2 Групповые занятия с родителями СОШ ноябрь классный руководитель  
3 Ведение дневников по достижению цели (имеет единую форму и включает в себя следующие разделы):

1.«Карта достижения цели»                     2.«Описание пути к достижению цели»     3.«Маршрутный лист» 4.«Лист достижений  по дороге к цели»   5.«Итоги месяца»

СОШ   классный руководитель  
4 Презентация итогов работы  учащимися  по достижению конкретной цели СОШ Май Классный руководитель  
                                                             Этап 3  
11 Анализ результатов программы, выводы, рекомендации.

Обмен опытом с коллегами.

СОШ май классный руководитель   май Классный руководитель, педагог — психолог

 

 

 

 Ожидаемые результаты реализации программы

  • Разработана программа, направленная на формирование  навыков целеполагания у подростков;
  • Программа апробирована с учащимися 9-го  класса, их родителями, педагогами;
  • Большинство учащихся,  прошедших программу,  презентовали свои работы на  «хорошо» и  «отлично»;
  • По итогам реализации программы разработаны методические рекомендации для классных руководителей и родителей.

 

Заключение

Таким образом,  реализация программы «По дороге к цели» способствует формированию навыков целеполагания, умению самостоятельно выполнять поставленные задачи по достижению цели, что  является важным фактором для успешной социальной адаптации подростка.

                                                                                                       Приложение 1

                       Этапы работы над проблемой

     Опросник  « Мои жизненные цели».

      Инструкция: Закончи предложение.

  1. Моя цель — это…
  2. Мои родители знают, что моя цель  — это…
  3. Я знаю, что для реализации моих жизненных целей нужно…
  4. Чтобы мои цели были реализованы, сегодня у меня получается…
  5. Сегодня у меня пока не получается….
  6. Поддержкой в достижении моих жизненных целей является….
  7. Препятствием в достижении моих жизненных целей является …
  8. Для того, чтобы достичь цели, я должен …
  9. Для того, чтобы достичь цели, я не должен…….

     Анкета: «Кто влияет на мои жизненные цели»

     Инструкция: Из данного списка выбери то, что подходит тебе.

  1. Я сам ставлю перед собой цель
  2. Мои родители
  3. Родственники (бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети)
  4. Друзья

                                                                                                        Приложение 2

                   Анкета  «Уровень знаний в постановке Целей»

Инструкция: ответь «Да» или «Нет» на следующие десять вопросов

1. Имеешь ли ты четкое представление о том, кем ты будешь через пять лет?

2. Имеешь ли ты четкое представление о том, чем ты будешь заниматься через три года?

3. Имеешь ли ты четкое представление о том, что ты будешь иметь  через три года?

4. Всегда ли ты делишь  цели на четкие этапы (подцели)?

5. Есть ли у тебя список четких целей на этот год?

6. Записаны ли у тебя цели, под цели на  бумаге?

7. Ставишь ли ты себе цели на месяц/неделю?

8.  Всегда ли ты знаешь, к чему приведет достижение конкретной цели (что будет после того, как цель выполнится)?

9. Всегда ли твои цели имеют четкие временные рамки (конкретная дата достижения)?

10. Всегда ли измеримы твои цели? (Можешь ли ты точно определить, достигли цели или нет).

                                                                                        

                                                                                                  Приложение 3         

                              Встреча первая  «Мечта и Цель»

Цель – актуализировать представления о мечте и цели, сформировать понимание разности данных понятий.

Необходимые материалы: бумага формата А4, «личный дневник», ручки, видео — протектор.

Разогрев «Похвали самого себя»

Умение одобрять, подбадривать и вдохновлять самого себя это очень помогает в работе. Вспоминая и эмоционально подкрепляя действия, которые в прошлом приводили к успеху, вы вдохновляете себя на дальнейшие достижения:

  • Вспомните событие, когда вы достигли успеха, проявив настойчивость, целенаправленность, смекалку и т.п. Вспомните эмоциональное состояние (удовлетворение, подъём), в котором пребывали в ситуации успеха и победы.
  • Похвалите самого себя. Скажите самому себе несколько приятных слов.
  •  Убедите себя и дальше так работать (например, проявить настойчивость, целенаправленность и т.п.).

Ход работы

Просмотр кадра из кинофильма «В поисках счастья».

Обсуждение ключевой фразы  «Если есть мечта, оберегай её, поставил цель – добейся и точка»

Назовите любую свою мечту?

Сформулируйте цель которой вы стремитесь?

Кто в группе видит разницу между произнесенными формулировками «мечты» и «цели»?

В чём конкретно вы видите эту разницу?   

Игра – дискуссия  «Незнакомцы»

Психолог даёт инструкцию: «На специальных приготовленных листочках вам необходимо написать одну свою цель и одну свою мечту».

После того, как цели и мечты будут написаны, их складывают в специально приготовленную емкость (коробка, мешок) и дается вторая инструкция: «Представьте, что вы все незнакомцы, собравшиеся на семинар по определению различий между мечтами и целями. Сейчас я буду вытаскивать по одному листку и зачитывать описанное событие. Ваша задача догадаться, что это: мечта или цель. Тот, чей ответ зачитывают в обсуждении участия принимать не должен. Его задача следить за ответами»
В конце игры обсуждение:

  • Что помогало угадывать?
  • Как ты отличал мечту от цели?
  •  В чём все-таки разница между формулировкой мечты и формулировкой цели.
  • Брифинг «Мечта и цель – одно и тоже?»

 

В ходе дискуссии учащиеся составляют таблицу «Отличие мечты от цели»

Пример:                                 

Мечта Цель
Мечта – это что-то эфемерное, призрачное, идеальное, отвлеченное Цель – нечто реальное, конкретное, определенное, сформулированное, подкрепленное ресурсами.

 

Когда мы мечтаем, мы стоим на месте, как только появляется четкая цель, мы начинаем двигаться к ней Цель мотивирует нас, мы знаем, зачем к ней идем.

Мечта исполняется словно сама собой, к цели приходит конкретный человек, он достигает ее. В мечте мы перекладываем ответственность на других, на пути к цели берем ответственность на себя
Мечта обычно размыта и обширна Цель должна иметь четкие временные рамки и, желательно, быть записанной на бумагу
Мечтая, мы остаемся в покое: вокруг нас ничего не меняется, мечтания не требуют напряжения физических и душевных сил. Цель заставляет нас выйти из зоны комфорта, сменить ситуацию, отказаться от чего-то привычного и знакомого и отправиться к желаемому результату.

Цель активна, мечта – пассивна