Плетение корзины

№ 149

(Урок по технологии в IV классе)

Милеуша АХМЕТХАНОВА,

учитель начальных классов I квалификационной категории Кутлу-Букашской средней школы Рыбно-Слободского района

Цель урока. Выполнить корзину из бумаги способом плетения.

Задачи:

образовательные:

– закрепить графические навыки;

– учить соединять детали плетением;

– закрепить умения учащихся работать с бумагой;

развивающие: развивать точность, глазомер, пространственное воображение, координацию движений, мелкую моторику, пространственное мышление, творческое воображение;

воспитательные:

– воспитание трудолюбия, аккуратности;

– воспитание уважительного отношения к культурному наследию и традициям наших предков.

Ожидаемые результаты: При работе с данным видом объемной аппликации, учащиеся закрепят знания по теме «Древние славяне», больше узнают о быте предков, закрепят умения работать с бумагой, чертежными инструментами, закрепят чертежные навыки. Конечный результат этой работы то, что дети изготовят изделие, которое в дальнейшем могут использовать как подарок или сувенир для друзей и близких.

Оборудование. Презентация, ножницы, линейка, простой карандаш, цветная бумага, клей.

Межпредметные связи: окружающий мир – исторические сведения о жизни древних людей, математика – работа с измерительными инструментами, разметка на бумаге, татарский язык – название плетеных предметов на татарском языке.

Интеграция данных предметов позволит разнообразить урок, усовершенствовать математические и чертежные навыки учащихся, а также закрепить тему окружающего мира, расширить исторические сведения, вызвать интерес к истории.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите друг другу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится. Опустите ладошки.

– Что подарили вы своему соседу? (Сердечко своё, частичку сердца, удачу, радость, поддержку.)

– Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки и мне.

Проверка готовности класса  к уроку.

 

Чтоб работа закипела,
Приготовьте всё для дела,
Будем клеить, мастерить–
Всё должно в порядке быть.
Ножницы, бумагу, клей
Клади на место поскорей.

Не забудь про карандаш–

Он в труде помощник наш.
Линейку, ластик положи,
В порядке вещи содержи.
– Все готовы? Молодцы!

 

 

II. Вступительная беседа. Определение темы и цели урока

«Не учась, и лаптя не сплетешь!» (2-й  слайд)

Учитель. Слышали вы когда-нибудь такую пословицу?

– А что такое лапти?  .

– Какая есть похожая пословица? (Без труда не выловишь и рыбку из пруда.) (3-й слайд)

– Что объединяет эти две картины? (4-й слайд)

– Каким способом изготовили лапти? Рыбку? (5-й слайд)

– Теперь скажите тему нашего урока. (Ответы детей.) (6-й слайд)

– Потому что мы сегодня будем говорить об истории возникновения плетения и даже сами попытаемся сплести небольшое изделие.

– На уроке окружающиого мира мы читали и говорили о жизни древних людей, о быте наших предков. (7-й слайд)

Земледелие было главным занятием древних людей. Но они также разводили домашний скот, охотились, ловили рыбу, собирали ягоды, грибы.

Каждая семья изготавливала для себя все необходимое. В маленьких глиняных печах – из руды выплавляли железо. Кузнец выковывал различные изделия. Женщины лепили глиняную посуду, ткали полотно и шили одежду.

Мужчины плели корзины, различную бытовую утварь (8-й слайд), обувь, которые называли лаптями. (Показ лаптя.)

Плетение – одно из древнейших изобретений человечества. В старину для плетения использовали волокна крапивы, листья рогозы, солому пшеницы, ржи, ивовые прутья, бересту.

Техника плетения не утратила своей актуальности и в настоящее время, только изменился материал и появились новые виды плетений. Современный дачный интерьер не обходится без плетёной мебели. А посмотрите, какие красивые украшения можно изготовить из переплетённых нитей в технике макраме. И у наших девочек красивые прически из косичек – это тоже техника плетения.

Плетень – по-татарски читән. (9-й слайд)

Учитель. Скажите, а сейчас в наших домах можно встретить плетёные изделия?

– Назовите плетёные изделия.

– А какие у вас есть дома плетёные вещи? Вспомните.

III. Объяснение нового материала

Учитель. Чтобы узнать, что мы будем плести на уроке , отгадайте эту загадку.

Когда за грибами

Ты в рощу идешь,

Ее непременно

С собою берешь. (14-й слайд)

Учитель. На слайдах (15 – 17 слайды) вы видите старинные и современные корзины.

Сегодня на уроке технологии мы выполним вот такую корзинку (Показ образца.) Будем плести корзинку из цветной бумаги. (18-й слайд)

– Прежде чем, начать работу, вспомним правила работы на уроке и правила работы с ножницами. (19-й слайд)

Правила безопасной работы с ножницами

Соблюдай порядок на своем рабочем месте.

Перед работой проверь исправность инструментов.

Не работай ножницами с ослабленным креплением.

Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

– Работай ножницами только на своем рабочем месте.

– Следи за движением лезвий во время работы.

– Ножницы клади кольцами к себе.

– Подавай ножницы кольцами вперед.

– Не оставляй ножницы открытыми.

– Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.

– Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

– Используй ножницы по назначению.

Технология работы.

IV. Самостоятельная работа учащихся

V. Выставка работ

VI. Оценка результатов деятельности учащихся на уроке

– Какое изделие сегодня на уроке изготовили?

– С какими материалами работали?

– Какую цель ставили перед собой?

– Мы достигли нашей цели?

– С какими трудностями столкнулись?

– Кто уже выполнил работы, поместите ваши корзины на выставку.

– Ребята, давайте внимательно посмотрим на работы, какая корзина вам больше всего понравилась? (21-й слайд)

Технологическая карта

Последовательность выполнения работы

Графическое изображение

Инструменты и материалы.

– Для ихизготовления понадобятся: цветная принтерная бумага, клеевой карандаш, готовые формы: цветочки, бабочки.

 

 

 

– Предварительновырезаем круг диаметром 9 см и нарезаем полоски из бумаги разного цвета (29х1,5; 9х1,5).

 

 

 

Пошаговое фото изготовления:

– Приклеиваем короткие полоски по диаметру круга.

 

 

– Отгибаем полоски вверх.

 

 

– Начинаем плетение, чередуя длинные и короткие полоски в шахматном порядке.

 

– Чтобы полоски не соскакивали, подклеиваем в нескольких местах клеем.

 

– Корзинка почти готова. Верхние концы загибаем и фиксируем клеем.

 

 

– Приклеиваем ручки из длинных полос.

 

 

– В качестве декора используем цветы.