Питательные вещества и их значение для роста и развития организма

№ 118

(Окружающий мир. III класс)

Наталья БЕРНИКОВА,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории средней школы №7 г. Бавлы

Цель. Формирование учебно-познавательных, коммуникативных компетенций обучающихся, способствующих развитию представления о питании.

Планируемые результаты:

предметные: знать строение и функции пищеварительной системы человека, знать основные питательные вещества, которые человек получает вместе с пищей, знать правила рационального питания;

метапредметные: понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить, оценивать достижения на уроке, планировать учебную деятельность;

личностные: понимать правильность здорового и безопасного образа жизни, владеть начальными навыками адаптации в мире.

Оборудование. Стакан простокваши, мультимедиа, карточки.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

Учитель.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс,

Вновь урок у нас сейчас!

Ребята, представьте, что на нас солнышко льёт свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок, на котором мы  узнаем много интересного и удивительного.

II. Актуализация знаний

Прием «Верные и неверные утверждения.

Вместо точек, напротив предложений, поставьте знаки: «+ » – правда, «–» – не правда, «?» – не уверен.

… К пищеварительной системе относятся ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, печень, тонкая кишка, толстая кишка.

… Пища в ротовой полости не перемалывается, не смачивается слюной.

… Смоченная слюной пища расщепляется в желудке быстрее.

… Желудок переваривает пищу слюной.

… Тонкая кишка всасывает питательные вещества под действием кишечного сока.

… Толстая кишка всасывает воду.

III. Самоопределение к деятельности

Учитель. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

– Зачем человек ест? (Расти, двигаться, поддерживать тепло организма, бороться с болезнями, жить.)

Что же есть такое в еде, что без них невозможно жить? (Ответы детей.)

– Предположите, о чем сегодня будем говорить на уроке? (Ответы детей.)

IV. Открытие новых знаний

Учитель. Мы попробуем  разобраться на примере с молоком.

Вчера на теплом месте я оставила стакан молока. А утром обнаружила в этом стакане совершенно другой продукт. Куда подевалось мое молоко? (Превратилось в простоквашу.) Откуда она взялась? (Молоко скисло.) На поверхности простокваши обнаружила пленку другого цвета, чем простокваша. Как называется эта пленка? (Жирные сливки.)  Уберем их в отдельный стакан. Значит, жиры – это вещество.

Затем стакан с простоквашей прогрела на водяной бане. Что вы видите? (Зеленоватую сыворотку и белые хлопья.) Процедив через сито, отделила белые хлопья. Что же получила? (Творог и сыворотку.) Какого цвета творог? (Белого.) Подумайте, как называется это вещество? (Белок.) Что же ещё содержит молоко? (Белок и сыворотку.)

(Составляется схема на доске.)

 

Молоко

 

                         Жиры         Белки       Сыворотка (питательный продукт)

 

 

                                                    Вода        Углеводы (в состав сыворотки входят)

Учитель. Если из сыворотки выпаривать воду, то останется вещество – молочный сахар, который относится к углеводам.

Вывод. Вот и мы проследили на примере молока, что продукты питания состоят из основных питательных веществ.

Давайте ещё раз назовём эти вещества. (Жиры, белки, углеводы.) Из скольких веществ состоит сыворотка? (Из двух.) Из скольких основных веществ образовано молоко? (Из трех.)

V. Практическая работа с самопроверкой

Учитель. В продуктах питания обычно преобладает одно какое-либо вещество. Так, в молоке больше белка – значит, оно относится к белковой пище. На столах у вас лежат напечатанные слова с названиями продуктов питания. Попробуйте разделить эти слова на три группы. Продукты, содержащие жиры в один столбик, белки – в другой, углеводы – в третий.

Жиры Белки Углеводы
растительное масло

сливочное масло

торт

сметана

мясо

рыба

молоко

творог

яйцо

хлеб

морковь

картофель

яблоко

геркулес

 

Учитель. Ребята, обратите внимание на экран, проверьте свои ответы. Поднимите руки, у кого не было ошибок, у кого одна, две ошибки.

И так, с заданием вы справились. Теперь уже знаете, в каких продуктах содержатся жиры, белки, углеводы.

А сейчас послушайте, какое значение имеют эти вещества для организма.

Сообщения «Питательные вещества». (Выступают обучающиеся.)

Белки – строительный материал для организма. Чтобы вы росли, развивались, были работоспособными, не поддавались болезням, могли им сопротивляться, ешьте больше продукты содержащие белок.

Углеводы – это топливо для организма, как бензин для машины. Основной источник энергии для подвижных игр, бега, физической и умственной работы.

Жиры – продовольственные топливные склады (склад еды, топлива, одежды). Прежде всего строительный материал для мозга и нервной системы.

Учитель. Для нормальной работы организма необходимы также витамины. Какого значение их, мы узнаем из сообщения Гульназ.

Скажите, много ли у вас на полях значков- это я знал? (V)

— Есть ли информация, которая осталась непонятной? (+)

— О чем хотелось узнать? (?)

Какой вывод сделаем? (Чтобы быть здоровым, необходимо питаться разнообразной пищей.).

А что значит «разнообразная пища»? (Пища, которая содержит белки, жиры, углеводы, витамины.)

VI. Рефлексия

Учитель. Составьте синквейн со словом питание.

1. Питание.

2. Правильное, разнообразное.

3. Строит, развивает, укрепляет.

4. Без него не было бы существования.

5. Жизнь.

VII. Итог урока

– Что интересного узнали на уроке?

– За что вы похвалили бы себя?

– Что у вас особенно получилось?

– Назовите основные питательные вещества.

VIII. Домашнее задание

Учитель. Придя домой, напишите на листочке те продукты питания, которые употребляете за день и сделайте анализ, все ли основные питательные вещества вошли в ваш рацион питания.