Письменное умножение на двузначное число

Письменное умножение на двузначное число

(Урок математики в 4 классе)

Наталья КУЗЬМИНА,

учитель начальных классов

гимназии №19 г.Казани

 

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели: познакомить обучающихся с письменным приёмом умножения на двузначное число; тренировать умение анализировать и решать задачи.

Планируемые результаты.

Предметные: воспроизведение письменного алгоритма умножения многозначного числа на двузначное.

Метапредметные:

Регулятивные: организация рабочего места, своей деятельности; постановка учебной задачи; планирование своих действий; контроль результата на основе сравнения с эталоном.

Познавательные: построение речевого высказывания; выполнение сравнения, аналогии, обобщения; использование схем при решении задач.

Коммуникативные: формулирование вопросов и своих затруднений; построение монологических и диалогических высказываний.

Личностные: воспитание ответственности, уважения к одноклассникам; формирование умения обобщать и делать выводы, работать в группе, оценивать ответы своих одноклассников; привитие обучающимся интереса к урокам математики.

Ход урока

  1. Индивидуальная работа (карточки с примерами на деление).

33210 : 90 = 369                                47600 : 700 = 68

6020 : 70 =86                                      276800 : 80 = 3460

34400 : 400 =86

Интеллектуальная разминка.

  1. Что становится больше, если его поставить верх ногами? (число 6)
  2. Профессор лег спать в 9 часов вечера, а будильник поставил на 10 утра. Сколько спал профессор? (1 час)
  3. Сколько штук в дюжине? (12)
  4. Сколько штук в чертовой дюжине? (13)
  5. Чтобы разделить бублик на 3 части, сколько надо сделать надрезов? (3)
  6. Сколько надо сделать надрезов, чтобы разделить батон на 3 части? (2)
  7. Работа в парах.

–  Обсудите, что такое пядь и о каком человеке говорят: У него семь пядей во лбу?

–  Что такое пядь?  (Пядь – это старинная мера длины, равная расстоянию между растянутыми большим и указательным пальцами и составляет около 18 см. Этой мерой длины перестали пользоваться 100 лет назад.)

– О каком человеке говорят: У него семь пядей во лбу? (Так говорят о человеке чрезвычайно умном, легко разбирающемся в самых сложных вопросах)

–  Если понимать буквально, то лоб человека, у которого семь пядей во лбу, какую высоту лба должен иметь? (126 см)

  1. Мотивация учебной деятельности.

– Чтобы о вас говорили, как о людях семи пядей во лбу, для этого необходимо   развивать мыслительные процессы.

– А что нам в этом поможет? (математика)

– Не зря говорил выдающийся ученый Михаил Ломоносов: «Математику только затем учить надо, что она ум в порядок приводит», а великий полководец Александр  Суворов считал, что «Математика – гимнастика для ума». А эти знаменитые люди словами на ветер не бросались.

  1. Математический диктант. (У доски работает ученик)

– Итак, развиваем свои мыслительные способности.

  1. Запишите предыдущее число числа 17 000 (16 999)
  2. Увеличьте 120 на 8 сотен. (920)
  3. Чему равно произведение чисел 5 и 6? (30)
  4. Чему равно уменьшаемое, если вычитаемое 255, разность 2 000? (2 255)
  5. Во сколько раз 450 больше 9? (в 50 раз)
  6. Запишите число, в котором 5 сотен, 7 единиц. (507)
  7. Запишите число, в котором 405 единиц II класса и 236 единиц

I класса. (405 236)

– По какому признаку можно сгруппировать эти числа?

  1. Круглые (920, 50, 30) и некруглые (16999, 2255, 507, 405236)
  2. Четные (920, 30, 50, 405236) и нечетные (16999, 2255, 507)
  3. Двузначные (30, 50), трехзначные 9920, 507) и многозначные (16999, 2255, 405236)
  4. Актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы.

– Почему двузначные числа так называют? (в записи используют

2 цифры)

– Что показывают цифры в записи двузначного числа? (количество единиц, десятков)

– В каких заданиях нам необходимо знание числовых разрядов? (вычисления столбиком)

  1. Выявление причины и места затруднения. Подведение к новой теме. (На доске написаны примеры столбиком)

234             526            734

*    6           *4__          *_ 35

1504           2084           3670

– Найдите ошибки, допущенные при умножении столбиком.

– Запишите и решите эти примеры правильно в тетрадях, а на доске мы будем комментировать исправленные ошибки.

–  Что вы можете сказать про третий пример? (Умножение на двузначные числа еще не изучали)

  1. Новая тема. Составление с обучающимися алгоритма письменного умножения на двузначное число. (734*35=25690)
  2. Умножаю 734 на 5 единиц. Первое неполное произведение начинаю записывать под единицами.
  3. Первое неполное произведение 3670.
  4. Умножаю 734 на 3 десятка. Второе неполное произведение начинаю записывать под десятками.
  5. Второе неполное произведение 2202.
  6. Складываю неполные произведения. Ответ 25690.

Алгоритм

  1. Записываем единицы под единицами.
  2. Умножаем первый множитель на число единиц.
  3. Получаем первое неполное произведение.
  4. Начинаем записывать под десятками.
  5. Получаем второе неполное произведение.
  6. Складываем неполные произведения.
  7. Читаем ответ.
  8. Отработка алгоритма письменного умножения №162 с.44 (первые три примера – коллективно, с комментированием у доски, последний – самостоятельно)

42*27=1134        89*41=3649         75*34=2550         93*46=4278

  1. Самостоятельное решение примеров со взаимопроверкой №164

4648        246         49

  1. Физминутка.
  2. Сделайте столько хлопков, сколько слогов в слове РАССТОЯНИЕ.
  3. Присядьте столько раз, сколько мягких согласных в слове ВРЕМЯ.
  4. Наклонитесь столько раз, сколько гласных в слове СКОРОСТЬ
  5. Решение задач на движение №163

– Какие два типа задач на движение мы умеем решать? (на встречное и противоположное движение)

– Решая задачи на движение, какие величины мы используем? (v, t, S)

– Как их найти? Запишите на доске формулы.

– А теперь нам предстоит решить задачу про самолёты.

– Прочитайте условие. Прочитайте вопрос.

– Что поможет решить задачу? (чертёж)

(При ответах учащихся на экране выполняется чертёж)

– С чего начинаем?  (Чертим отрезок произвольной длины, это путь).

– Как двигались самолёты? (в противоположных направлениях)

– Что мы знаем про первый самолёт? (Его скорость 15 км/мин)

– Что ещё известно в задаче? (Время).

– Что нужно найти? (Скорость второго самолета).

– Зная расстояние и время, что сможем найти? (общую скорость, или скорость удаления)

– Зная общую скорость и скорость первого самолета, что найдем? (скорость второго самолета)

– Запишите решение задачи (1 учащийся за доской).

Проверка.

            1)270:10=27(км/мин)–общая скорость.

2)27–15=12(км/мин)

Ответ:12км/мин скорость второго самолета.

– Решите задачу другим способом.

1)15*10=150(км) – расстояние первого самолета.

2)270–150=120(км) – расстояние второго самолета.

3)120:10=12(км/мин)

Ответ:12км/мин скорость второго самолета.

  1.  Решение уравнений с комментированием

X:12*5=40                   x*5=12*40                       x+40=12*5

X:12=40:5                     x*5=480                            x+40=60

x:12=8                           x=480:5                              x=60–40

x=12*8                           x=96                                    x=20

x=96                              96*5=12*40                       20+40=12*5

96:12*5=40                   480=480                              60=60

40=40

  1. Рефлексия. Итог урока.

– С каким вычислительным приемом вы познакомились сегодня?

– Какие правила надо помнить при умножении на двузначное число столбиком?

– Кому этот вид умножения показался трудным?

– Какое задание было самым интересным?

– В заключении я хотела бы напомнить вам одну легенду. Бежали две мышки по краю ведра с молоком и упали туда. Одна мышка сразу сдалась и утонула, а другая барахталась, что взбила молоко в масло, и выбралась

– И мне хочется, чтобы вы так же, как вторая мышка, старательно учились, добивались новых высот и не останавливались на достигнутом.

  1. Домашнее задание:№165, выражения под чертой на с.44