Песни, опалённые войной
№ 124
(Урок музыки в IV классе)
Дильбар ФАЙЗУЛЛИНА,
учитель музыки I квалификационной категории средней школы №156 г. Казани
Гузель САДОВСКАЯ,
учитель музыки I квалификационной категории Дворянской средней школы Камышинского района Волгоградской области
Цель урока. На примере песен показать роль песни в жизни людей и истории нашей страны во время Великой Отечественной войны.Задачи:
воспитательные: воспитывать патриотические чувства у подрастающего поколения, любовь к своей Родине, уважение к старшему поколению через музыку, написанную в годы войны; образовательные: знакомство учащихся с историческим прошлым через творчество композиторов К.Листова, А.Александрова, А.Эшпая; поэтов Е.Винокурова, В.Л-Кумача, К. Симонова, В.Высоцкого; развивающие: развить творческое нестандартное мышление и воображение учащихся посредством слушания и анализирования музыкальных произведений, связи музыки с литературой, историей, изобразительным искусством, архитектурой. Оборудование. Видеофрагменты из художественных и документальных фильмов, аудиозаписи песен, портреты композиторов, фортепиано, компьютер ,мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, Творческая и исследовательская деятельность учащихся: – заполнение информационной карты; – моделирование военных писем-треугольников, послание – «моё фронтовое письмо». Цель: определение трех этапов времени создания песен о войне (до военной эпохи, военного времени, после войны), знание авторов песен, исполнителей; – беседа об истории создания песен; – показ видеофрагментов из документальной кинохроники о создателях, исполнителях песен о войне; – исполнение песен «В землянке», «Песенка фронтового шофёра», «Москвичи». Ход урока I. Вход в класс под звуки песни Е.Петерсбургского «Синий платочек». II. Организационный момент. III. Беседа об истории создания и музыкальном образе на примере песен: А.В.Александрова «Священная война», К.Я.Листова «В землянке», А.Я.Эшпая «Москвичи», В.Я.Высоцкого «Только он не вернулся из боя» Учитель. 9 Мая вся наша страна отпраздновала 74 годовщину Победы над фашизмом. Сколько лет прошло, а эхо войны до сих пор отдаётся в наших сердцах, ведь не было семьи, кто бы из которой не воевал. И мы должны помнить какой дорогой ценой досталась нам победа. Тот самый длинный день в году С его безоблачной погодой Нам выдал общую беду На всех на все четыре года Она такой вдавила след И стольких наземь положила Что 20 лет и 30 лет Живым не верится, что живы Эти строки написал военный журналист К.Симонов, сам видевший все тяготы войны. Воевала вся страна. Много книг, очерков, песен написаны о войне, о героях. Герои той войны не только кто с оружием воевал, но и те, кто в тылу приближал победу: композиторы, поэты рождали песни о подвигах наших солдат. Да. С судьбами людей тесно переплетались судьбы песен. Сегодня мы поговорим об истории создания некоторых из них, о песнях военных лет. Тема нашего урока: «Песни, опалённые войной». – Шёл третий день войны. Утром 24 июня 1941 года на первой полосе газет «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача «Священная война»: Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой темною, С проклятою ордой… Газету со стихами один из командиров Красной Армии показал руководителю прославленного Красноармейского ансамбля песни и пляски Александру Васильевичу Александрову. Стихи потрясли композитора – в них было то, чем жил он сам все эти первые военные дни, его мысли и чувства. 26 июня 1941 года. Белорусский вокзал в Москве. Эшелоны с бойцами отправлялись на фронт. Солдаты, сидевшие на деревянных сундучках, курившие, вдруг встали после первого же куплета «Священной войны», загасили самокрутки и в наступившей напряженной тишине стоя слушали песню. (Звучит запись песни «Священная война» (1-й куплет.) Учитель. Эта песня никого не оставила равнодушными. Все испытали потрясение. Потом песню требовали повторить ещё и ещё, пытаясь подпевать, запомнить слова. Александр Васильевич Александров так напутствовал первую группу ансамбля, отправлявшуюся на фронт: «Мы – бойцы Красной Армии. Нам с вами дано прекрасное боевое оружие – песни. И пусть каждое наше выступление будет грозным ударом по врагу». Звучала эта песня и во время парада на Красной площади 7 ноября 1941 года, провожая солдат на фронт. Так начался путь песни. Её пели всюду: на переднем крае фронта, в партизанских отрядах, в тылу. Она стала эмблемой Великой Отечественной войны. А после Великой Отечественной войны песня «Священная война» была увековечена в барельефе на стене Белорусского вокзала. Это единственный в мире памятник песне! Учитель. Какой характер этой песни? Учащиеся. Героический. Учитель. Какими выразительными средствами достигается героический характер? Учащиеся. Маршевый темп, мужественная сдержанность, чёткая ритмическая пульсация, интонация призыва в тексте на борьбу с врагом. (Учащиеся читают стихи.) Сороковые роковые ( Давид Самойлов) Сороковые, роковые Военные и фронтовые, Где извещенья похоронные И перестуки эшелонные. Гудят накатанные рельсы. Просторно. Холодно. Высоко. И погорельцы, погорельцы Кочуют с запада к востоку.. А это я на полустанке В своей замурзанной ушанке, Где звездочка не уставная, А вырезанная из банки. Да, это я на белом свете, Худой, веселый и задорный. И у меня табак в кисете, И у меня мундштук наборный. Как это было! Как совпало – Война, беда, мечта и юность! И это все в меня запало И лишь потом во мне очнулось!.. Сороковые, роковые, Свинцовые, пороховые… Война гуляет по России, А мы такие молодые! (Дети исполняют песню «В землянке» А.Суркова, К.Листова.) Учитель. Эта песня сразу же, завладела сердцами солдат и сердцами тех, кто ждал их дома. А стихотворение, из которого она родилась, появилось, в общем-то, случайно. Поэт Алексей Сурков в 1941-м, в конце ноября, написал жене с фронта 16 строк. Написал после очень трудного дня, когда пришлось пробиваться из окружения. Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы в феврале 1942 года не встретились во фронтовой редакции композитор Константин Листов и не стал просить «чего-нибудь, на что можно написать песню». «Чего-нибудь» не оказалось. И тут Сурков вспомнил о стихах, отправленных домой, разыскал их в блокноте отдал Листову. Через неделю композитор вновь появился в редакции, попросил у фотографа Миши Савина гитару и запел. Уже с первых дней войны поэт почувствовал: солдатское сердце ищет не только лозунга и призыва, но и ласкового, тихого слова: Вьётся в тесной печурке огонь, На поленьях смола, как слеза, И поёт мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза. Учитель. А сейчас мы с вами будем делать фронтовые письма Они как голуби летели с фронта. (Делаем письма-треугольники.) Во время прослушивания следующей песни, подумайте, какие бы вы строчки написали домой с фронта. (Дети пишут фронтовые письма.) Учитель. Сейчас мы знакомимся с историей следующей песни – «Москвичи» . Как похожа судьба авторов этой песни – поэта Евгения Винокурова и композитора Андрея Эшпая. Оба родились в 1925 году, закончили краткосрочные военные курсы, освобождали Польшу, возле реки Висла, брали Берлин, потеряли в войну друзей – москвичей. В 1953 году певец Марк Бернес принёс своему другу композитору А.Эшпаю стихи, запавшие ему в душу. И уже через несколько дней прозвучала эта песня. Слушаем. (В исполнении М. Бернеса песни «Москвичи»; документальная запись.) (Дети зачитывают строки из своих писем, заполняют информационную карту.) (Ученик читает отрывок из стихотворения К.Симонова «Жди меня». Тихим фоном звучит песня «Жди меня», муз. К. Молчанова.) Учитель. Только взял боец трёхрядку, Сразу видно – гармонист. Для началу, для порядку Кинул пальцы сверху-вниз. Ппесня на фронте нужна всякая и душевная, и задорная, слушаем. (Дети исполняют песню «Песня фронтового шофёра».) Учитель. Владимир Семёнович Высоцкий – поэт, композитор, музыкант-исполнитель своих песен, актёр. Он застал войну в 3 года, но его песни таковы, будто он сам был участником войны. Лично сам всё пережил и видел. Остро чувствовал ложь, был нетерпим к предательству, людей ценил по поступкам. Особое место в его творчестве занимают песни о войне. Слушаем-песню в исполнении автора Вл. Высоцкого «Только он не вернулся из боя». (В сопровождении презентации.) (Дети продолжают заполнять информационную карту. Они читают стихи.) Боевые ордена Дедушка мамы, рукою дрожащей Достал все награды с войны той палящей: Медали и орден за взятие Праги, Варшавы, Берлина и личной отваги. И слезы стояли в глазах его добрых, Войной опаленных, но непобежденных. Я слушала молча рассказ его тихий О страшных сраженьях и залпах победных. Боевые ордена наших прадедов и дедов. Боевые ордена, нам принесшие победу. Будем мы ей дорожить и расскажем своим детям Про боевые ордена наших прадедов и дедов. Шинель— – Почему ты шинель бережешь? – Я у деда спросила. –Почему не порвешь, не сожжешь? – Я у деда спросила. – Ведь она и грязна, и стара, Приглядись-ка получше, На спине вон какая дыра, Приглядись-ка получше! – Потому я ее берегу, – Отвечает мне дед, – Потому не порву, не сожгу, Отвечает мне дед, – Потому мне она дорога, Что вот в этой шинели Мы ходили, дружок, на врага И его одолели! Елена Благинина
|