Первый татарский профессор-химик

Фидалия ХАЛИКОВА,

учитель химии высшей квалификационной категории IT-лицея КФУ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры химического образования Химического института им. А.М.Бутлерова КФУ

Среди известных химиков особое место занимает Гильм Хайревич Камай (1901 – 1970) – выдающийся учёный, доктор химических наук, первый из татар профессор-химик, заслуженный деятель науки и техники РТ и РФ, лауреат Государственной премии.

Гильм Камай является автором синтеза различных классов фосфорорганических соединений, имеющих теоретическое и практическое значение (пестициды, лекарственные средства, модификаторы полимерных материалов, присадки к смазочным маслам и др.).

При подготовке данной статьи мною было использовано большое количество источников, в них прослеживается, что Г.Камай всегда отличался, свойственной только ему особой энергией, приступал за научно-исследовательскую, педагогическую и общественную работу с энтузиазмом.

Читателям также будет интересен тот факт, что с 1935 года по 1937 год Гильм Камай был ректором Казанского университета (самым молодым ректором в истории КГУ). Об этом написали так, «что будущий ректор Казанского университета начинал карьеру грузчиком».

Также из источников можно узнать, как Г.Камай постигал грамоту по названиям пароходов, почему гордился прозвищем «Кзыл авыз» (Красная глотка) и за что обвинялся в связях с гестапо и был осужден.

Из свободной энциклопедии (Википедии) известно, что Гильм Камай был учеником, а затем ближайшим сотрудником и последователем академика А.Е.Арбузова.

Безусловно, в данной статье невозможно полностью описать биографию Гильма Камая, поскольку он прожил яркую насыщенную интересную жизнь и очень много интересных фактов о нём, о которых читатель может найти материалы в сети Интернета. В этой публикации хочется написать о том, как благодаря целеустремленности и старания он добился успешности, стал великим учёным.

Гильм Камай родился 23 февраля 1901 г. в городке Тетюши Казанской губернии, в семье бурлака. Отец просил муллу назвать мальчика Гильмом, и, хотя тот записал «Гильмутдин», в семье ему обращались только по имени Гильм, что означает «знание».

В разных источниках по-разному описывается его детство: рано начал работать, был погонщиком лошадей, носильщиком ручной клади, подручным у извозчика и т.д. Да, поистине, детство Г.Камая – это тяжёлый, изнурительный физический труд на фоне живописных тетюшских пейзажей и на первый взгляд совершенно несовместимое с этим фантастическое по напряжению воли стремление к знаниям.

В источниках пишут, что Гильм Камай научился читать у работавших с ним рядом взрослых грузчиков. Дочь Г.Камая – Светлана в воспоминаниях о отце написала, что юный Гильм выучил азбуку у пассажиров, сходивших на пристань, – подбегал к солидным дядям и тётям и расспрашивал о том, как читается та или иная буква. И вот настал день, когда Г.Камай, увидев проходящий мимо пароход, смог прочитать его название: «Фортуна. Фортуна!» – произнёс он громко и обрадованно. Это было его первое прочитанное слово.

Окрыленный Гильм начал читать с восторгом и вскоре фортуна действительно улыбнулась упорному мальчишке. Она явилась в лице одной из пассажирок, оказавшейся учительницей, Антониной Малыгиной. Сойдя на пристань, она обратила внимание на мальчика, читавшего окружившим его грузчикам стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова. «Ты где учишься, сынок?» – спросила она. Узнав, что нигде, добрая Антонина Малыгина приглашает его учиться в Казань.

Гильм Камай с 14-и лет трудился с артелью рабочих на строительстве Волжско-Бугульминского моста около Симбирска (ныне Ульяновск). Накопив немного денег, поехал в Казань, где в 1916 г. с большим трудом поступил в татарскую учительскую школу, переименованную позднее в семинарию. После Октябрьской революции 1917 г. Камай занимался комсомольской и партийной работой, воевал, боролся против колчаковских и семёновских банд на Алтае, штурмовал Перекоп.

В 1922 г. ЦК партии направляет Гильма Камая учиться на химическое отделение Томского университета. Именно здесь, в Томске, он серьёзно увлечется химией, которая станет его призванием на всю жизнь. Будущей советской интеллигенции, происходившей из крестьян и пролетариата, учиться было нелегко, но Г.Камай выделялся из всей железной волей. Стипендии на жизнь не хватало, и он подрабатывал разгрузкой барж на пристани реки Томь.

Совмещая учебу с работой, по поручению Сибирского отдела народного образования он организовал Сибирский тюрко-татарский педагогический техникум и заведовал им. Всё это не помешало ему осваивать химию, и рвение юноши не осталось незамеченным, в университете он учился успешно и специализировался по химии ароматических соединений и красящих веществ.

Известно, что после окончания Томского университета Гильм Камай написал письмо в Татарский обком партии примерно такого содержания: «Желая работать в центре Татарской республики в качестве научного работника, прошу ОК ВКП(б) возбудить ходатайство перед ЦК ВКП(б) и Народным комиссариатом просвещения о переводе меня в ваше распоряжение для работы в КГУ. Сообщаю вам, что научный работник-татарин, несомненно, может принести максимум пользы только там, где сконцентрирована масса татарского населения, а не в далеком уголке Сибири».

Просьбу Г.Камая удовлетворили, в 1926 г. он возвратился в Казань, и Татарский обком партии направил его в аспирантуру к профессору КГУ А.Е.Арбузову. Пролистав дипломную работу Камая, Арбузов неотзывчиво вернул его стоящему перед ним бледному кандидату. «Ваша тема меня не интересует», – произносил он, давая понять, что разговор окончен.

На другой день Камай собравшись с духом опять идёт к Арбузову. На сей раз тот сдаётся: «Хорошо, оставайтесь. Но буду строг, поэтому без обид», – предупреждает Арбузов. «Александр Ерминингельдович действительно был весьма строгим и требовательным человеком. Однако в первую очередь требовал со своего сына Бориса, который проводил в лабораториях и в заводских цехах по 16 – 18 часов. Мы с ним частенько оставались ночевать прямо в лаборатории, стеля постель среди столов», – вспоминал Камай.

Обучаясь в аспирантуре, Камай успевал преподавать в Татарском коммунистическом университете и, что важно и интересно, переводил учебники по химии на татарский язык, составил справочник химических терминов на татарском языке. Эта работа имела огромное значение для обучения студентов-татар, изучавших научные дисциплины на родном языке.

По окончании аспирантуры и защиты диссертации Г.Камая избрали заместителем декана физико-математического факультета КГУ, а в 1929 г. его направили за границу. Г.Камай поехал в Германию, в Тюбингенский университет, и там показал себя как хорошо подготовленный к научно-исследовательской работе ученый-химик, чем удивил немецких профессоров.

В Казань Камай вернулся вполне сложившимся научным работником. В это время в Казани, на базе Казанского политехнического института и химического отделения физико-математического факультета КГУ, создавался химико-технологический институт, и Гильма Камая назначили заведующим учебной частью нового института, а также доцентом кафедры промежуточных продуктов и красителей.

Известно из истории, что Г.Камай будучи ректором КГУ (с 1935 года по 1937 год), ставил перед собой серьёзные стратегические задачи, которые были очевидными в те годы для молодой республики: подготовку профессоров из татар по основным специальностям; увеличение числа студентов-татар до половины; запуск издательства для выпуска научно-популярной литературы на татарском языке; создание факультета языка и литературы с русским, татарским и чувашским отделениями; открытие исторического факультета. Все это важнейшие задачи, отвечающие целям строительства нового интернационального социалистического общества, каким оно виделось в те годы. Эти замыслы подчеркивают масштаб личности и горизонт видения Гильма Камая как крупного организатора науки, как широко образованного блестящего ученого.

В сентябре 1937 г. Г.Камай в числе других казанских ученых был арестован, а в 1939 г. освобожден. В университет после освобождения он уже не вернулся. Работал в химико-технологическом институте, занимался научными исследованиями, защитил докторскую диссертацию (1941 г.).

Гильм Хайревич Камай добился значительных успехов в исследовании фосфорорганических соединений: впервые в мире ему удаётся получить новый тип соединений, содержащих простую связь мышьяк-фосфор, эта реакция эта была названа именем Камая. Данное открытие имело не только теоретический, но и практический интерес, так как могло быть использовано для получения важных для народного хозяйства продуктов – присадок к смазочным маслам, инсектицидов, пластификаторов высокомолекулярных соединений.

Когда началась Великая Отечественная война Г.Камай вместе со своим учителем академиком А.Е.Арбузовым и доцентом А.И.Разумовым много и успешно работал в области специальных разделов органического синтеза, имеющих важное промышленное и оборонное значение. В годы войны он работает над военными заказами в сфере разработки боевых отравляющих веществ, за что позже был удостоен Сталинской премии.

В послевоенные годы научная деятельность Г.Камая значительно расширилась. В 1946 г. он стал учёным секретарем Казанского филиала АН СССР, научным руководителем одной из исследовательских групп Химического института КФАН, избирался заведующим кафедрой технологии основного органического синтеза КХТИ.

Академиком Гильм Камай так и не стал, хотя несколько раз выдвигал кандидатуру на выборах. Как видно, из источников, среди коллег находилось немало таких, кто «на всякий случай», или по каким-то иным причинам голосовал против него. Все последующие годы Г.Камай работал заведующим кафедрой в КХТИ.

Есть необходимость напоминания о фактах, говорящих о серьёзной научной деятельности Гильма Камая: он является автором 356 научных публикаций и 35 авторских свидетельств; удостоен следующих наград и званий: Герой Социалистической стройки Татарстана (1932); орден Ленина (дважды); орден Трудового Красного Знамени (трижды); орден «Знак почёта»; медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 –1945 гг.»; его именем названа улица в г. Казани и одна из школ в г. Тетюши. В КНИТУ-КХТИ установлена мемориальная доска и создан мемориал в честь великого ученого.

В конце статьи, хочется отметить положительные личные качества Гильма Камая, которые могут быть основанием для подражания молодыми педагогами. Коллеги, знающие Гильма Камая говорили, несмотря на то, что был великим учёным, на всю жизнь оставался очень простым человеком. Относился уважением к труду грузчиков, которые когда-то очень помогли ему пойти своей дорогой в жизни. Всегда старался помогать сиротам, считал это своим долгом.

Занимаясь важными государственными делами, Г.Камай неизменно оставался воспитателем с большой буквы. Он считал, что молодёжь должна воспитываться в высоконравственном и эстетическом планах. В своей книге «Мечте навстречу» он написал о своём нелёгком пути в науку, делился мыслями о научном труде, о творчестве, о вере в светлое будущее. Относился к числу тех наставников, к которым легко можно было прийти и поделиться своими сомнениями, попросить совета.

Свою статью хочется закончить словами Гильма Камая: «Если ученый добивается успехов, то не потому, что он родился «в сорочке», а потому что работает всю жизнь на пределе, отдавая до последней капельки знания, опыт, энергию». Да, действительно, Гильм Камай прожил удивительную жизнь, посвящённую служению науке, жизнь, наполненную как трагедиями, так и счастьем семейным, счастьем открытия новых знаний, а за ним на всю жизнь удержалось имя Гильм, что означает «знание».

Использованные источники:

  1. https://www.tatar-inform.ru/news/gilm-kamai-ot-fasistskogo-agenta-do-stalinskogo-laureata-5847414
  2. http://www.kstu.ru/servlet/contentblob?id=59791
  3. https://history-kazan.ru/kazan-vchera-segodnya-zavtra/istoriya-v-litsakh/751-150
  4. https://docplayer.ru.