Перелетные птицы

(Занятие по развитию речи в старшей группе)

Гузалия ХАКИМОВА,

учитель-логопед детского сада №4 «Светлячок» г. Азнакаево

Лилия ЗАКИРОВА,

воспитатель I квалифицированной категории детского сада №4 «Светлячок» г. Азнакаево

Цели:

закрепление знания признаков весны, представлений о перелетных птицах, обобщающего понятия «перелетные птицы»;

– расширение, уточнение и активизация словаря по теме;

– совершенствование грамматического строя речи (практическое употребление предлогов, согласование числительного с сущ., образование сущ. с суффиксами -ат, -ят, изменение сущ. по падежам), слоговой структуры слов, связной речи.

Дидактическое обеспечение: предметные картинки перелетных птиц, разрезные картинки к игре «Собери пазл» (перелетные птицы), карточки для игры «Птицы и птенцы», сюжетные картинки к игре «Исправь ошибку», ИКТ материал «Перелетные птицы», мяч, микрофон.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, доброе утро!

Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. А что же это хорошее настроение? Это, ребятки, позитивный настрой на работу, на общение, на игру, на дружбу, на получение знаний, умений и навыков.

А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, будем передавать друг другу ту частичку  тепла и доброты, что живёт в каждом из нас.

Почувствуйте, как по вашим рукам из ладошки в ладошку переходит тепло вашей души, а значит, вместе с теплом мы передаем свою доброту.

Приветствие

Вместе.

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Воспитатель. Ребята, кто мне скажет, какое время года сейчас?

Дети. Весна.

Воспитатель. Правильно, весна. А как вы догадались? Чтобы каждый смог назвать признаки весны, я передаю микрофон, а вы попробуйте составить  предложение, начиная со слов «Весной мы можем наблюдать»…

Игровое упражнение с микрофоном «Назови признаки весны»

(Дети передают микрофон, и каждый описывает признаки весны.)

Воспитатель. Молодцы, ребята! А сейчас послушайте загадки.

  1. Я проворна, легкокрыла,

Хвост раздвоен, словно вилы.

Если я летаю низко,

Значит дождик где-то близко. (Ласточка)

  1. На шесте – веселый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поет отец:

Он и летчик, и певец. (Скворец)

  1. Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти. (Журавли)

  1. Черный, проворный,

Кричит: “Крак”,

Червякам враг. (Грач)

Воспитатель. Молодцы, вы разгадали все загадки. Про кого были загадки? (Ответы детей.)

Воспитатель: Да, одним словом мы называем их птицами. А если подумать, мы можем дополнить свой ответ и сказать, что это  «перелетные птицы». Мы сегодня с вами поговорим о перелетных птицах. Скажите,   пожалуйста, какие перелетные птицы вам знакомы?

Дети: Кукушки, аисты, соловьи, лебеди, цапли.

Воспитатель: Молодцы! К перелетным птицам также  относятся стрижи, трясогузки, дрозды, гуси, утки, жаворонки, малиновки и другие. (Просмотр презентации «Перелетные птицы» на экране. Изучение частей тела  птиц.)

Воспитатель: Осенью насекомые исчезают: либо прячутся, либо погибают. Птицы, которые питаются насекомыми, улетают в теплые края, потому что зимой им нечем будет прокормиться, а в теплых странах много насекомых. Они улетают первыми. Затем улетают зерноядные птицы, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Они улетают тогда, когда не могут больше найти семена растений. Позже всех улетают водоплавающие птицы — дикие утки и гуси, лебеди. Они собираются в путь, когда замерзают водоёмы. Много перелётных птиц, но редко удаётся увидеть, как они улетают, так как летят они в основном ночью для безопасности. В полете птицы ориентируются по звездам. Во время перелёта многие птицы придерживаются строгого порядка: журавли летят клином, гуси и цапли – шеренгой, крылом к крылу, утки выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие мелкие птицы предпочитают летать стайками. А кукушки, орлы, ястребы, грифы и соколы летят в одиночку. Весной перелётные птицы возвращаются обратно.

Игра «Один-много» с перекидыванием мяча

Воспитатель называет название птиц в единственном числе, а дети во множественном числе.

Кукушка – кукушки,   журавль — журавли,  скворец — скворцы,

соловей — соловьи,  жаворонок – жаворонки,   лебедь — лебеди,

утка — утки,  ласточка – ласточки,  дрозд — дрозды,

аист – аисты,  цапля – цапли,  грач – грачи.

Физкультминутка «Цапля ходит по воде».

Цапля ходит по воде

И мечтает о еде.

Ноги выше поднимай

Ты, как цапля, не зевай!

(Рывком поднять ногу, согнутую в колене, как можно выше, потом другую.)

Чтоб поймать еду в водице,

Надо цапле наклониться.

Ну-ка тоже наклонись,

До носочка дотянись. (Наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню.)

Упражнение «Назови птенца»

(Воспитатель называет птицу, а дети – птенца, птенцов.)

Грач – … (грачонок, грачата).

Аист –… (аистёнок-аистята).

Стриж – … (стрижонок, стрижата).

Журавль – … (журавлёнок, журавлята).

Кукушка – … (кукушонок, кукушата).

Лебедь – … (лебеденок, лебедята).

Скворец – … (скворчонок, скворчата).

Утка – … (утёнок, утята).

Игра «Собери пазл»

(Воспитатель раздает детям коробки с пазлами. В каждой коробке изображена птица, и дети должны по образцу собрать картинку из пазлов. Каждый ребенок собирает свою картину. Воспитатель помогает затрудняющимся в выполнении работы детям.

Далее воспитатель объясняет вторую часть этой игры. Дети составляют по опорной схеме (мнемотаблице) рассказ-описание про свою птицу.)

Примерные вопросы для составления рассказа

  1. Название птицы.
  2. Какого цвета?
  3. Части тела.
  4. Чем покрыто?
  5. Где живет?
  6. Чем питается?

Релаксация

Воспитатель. Ребята, вот наше занятие подходит к концу. Скажите, пожалуйста, вам понравилось занятие? Что больше всего понравилось? Что нового вы узнали? (Ответы детей.)