Пение как средство развития вокальных и речевых навыков у дошкольников с нарушениями речи

Пение как средство развития вокальных и речевых навыков у дошкольников с нарушениями речи

Гульназ ГАЛИМУЛЛИНА,

музыкальный руководитель.

Детский сад № 140

г. Казань.

В последнее время отмечается проблема общей физической ослабленности современных детей, слабости дыхательной функции, голосоведения и силы голоса. Дети мало двигаются, бегают и гуляют, мало глубоко дышат и кричат. В данной статье хотелось бы поделиться своим опытом работы вокального кружка в рамках дополнительного образования по своей авторской программе.

Пение является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития, способствующий снижению психоэмоционального напряжения, формированию стрессоустойчивости и навыков саморегуляции, а также обеспечивающей необходимую двигательную активность во время занятия. Пение используется как одно из реабилитационных средств исправления целого ряда речевых недостатков. Благодаря пению у ребенка улучшается координация тела, мелкая моторика, вокально-речевая артикуляция, работает «правильное» диафрагмальное дыхание, развивается сила голоса, раскрываются и укрепляются мышцы легких, что способствует вентиляции легких и профилактике ОРВИ, в конечном итоге происходит общее оздоровление детей. Также занятие вокала полезно детям с заиканием, так как задействовано глубокое диафрагмальное дыхание, исключаются короткие вдохи и короткие фразы. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

Замечено, что при обучении пению у детей дошкольного и младшего школьного возраста существенно повышается уровень читательских, счётно-арифметических, письменно-графических навыков, так как во время  музыкальных занятий активизируются функции мозга, а также  улучшается эмоциональный настрой ребёнка. Такие занятия помогают снять психическое напряжение и повышают интеллектуальную деятельность, обеспечивая во время  занятия необходимую двигательную активность данной возрастной категории. В нашем детском саду действует единая коррекционно-образовательное пространство, где все специалисты работают в тесной взаимосвязи. Особенно это необходимо с детьми с ОВЗ. На основе рекомендаций логопеда занятия вокального кружка посещают дети  с ОВЗ   с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), логопедической группы с такими нарушениями как: общее недоразвитие речи всех уровней и дизартрия.

Посещение детьми вокального кружка дают основу и предпосылки для более качественной работы учителя-логопеда над сложными звуками, которые появляются у детей к 6 годам. Это шипящие и сонорные ш, ж, л, р так как необходим сильным выдох, крепкое и уверенное речевое дыхание, коррекция тонуса речевого и голосового аппарата. Часто дети с гипертонусом не поют, а кричат, не ведут голосом звук. У них рубленая речь и часто сиплый голос. Упражнения на координацию нормализуют тонус, ребенок учится управлять своим телом, координация становится плавнее и мягче, постепенно соединяются речь и движение.

В музыкальном обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста первостепенная роль отводится игровой деятельности, движению, экспериментированию, развитию творческих способностей ребёнка. Важно, чтобы ребенок не чувствовал, что его обучают, а просто был увлечен и занят интересной и понятной для него деятельностью, то есть – учить, играя. В этой связи хочу особо отметить постоянную смену различных видов деятельности на занятии: вокальные упражнения, пение песен, движение под музыку, использование детских шумовых и музыкальных инструментов в сказках – шумелках, слушание музыки, музыкальный анализ, музыкально-ритмические пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, речевые игры.

Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.

Исследования В.М. Бехтерева показали, что развитие пальцев рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления у ребенка. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами и кистями рук имеют огромное значение в процессе обучения, так как развивают мышление и речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, тем самым занимают особое место на занятии вокального ансамбля.

   Пальчиковые песенки-игры способствуют возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, ребенок получает сенсорные впечатления. Благодаря этому развиваются внимательность и умение сосредотачиваться, интеллектуальные способности, пространственно-образное мышление, творческие способности и фантазия. Синтез движения, музыки, речи и пения доставляют детям огромное удовольствие, привносят радость и живость занятию. Такие игры «работают» в нескольких направлениях – собственно произнесение звука, а значит, и распознавание его в речи; пропевание звука, а значит, и развитие музыкального слуха; движение, а значит моторика звука и развитие дыхания; инсценирование, то есть образное представление всего звучащего. Кроме того, дети обожают всякое звукоподражание, для них совершенно естественно наделять звуки настроением, характером, одушевлять их. А если дети чем-то занимаются с удовольствием, значит, у них вырабатывается хорошая мотивация к творчеству. Чаще всего использую в работе пальчиковые игры Е.Железновой.

Неожиданным открытием для нас стала игрушка из учебного пособия М.Родиной «Маленькие истории маленького Гонзика». В авторской программе раскрывается уникальная технология комплексного развития речи, памяти, мелкой моторики и коммуникативных навыков. С огромной радостью дети погружаются в мир умных пальчиков, где много забавного и необычного, где можно играя – развиваться!

Оригинальные тексты песенок-распевок А. Щемененко вызывают у детей огромный интерес, создают радостное настроение, яркие эмоциональные впечатления, помогают легче преодолевать комплексы и даже речевые нарушения. Благодаря разнообразию песен о природе, животных, временах года, колыбельных и целенаправленной работе педагога у ребенка развивается моторика, ритмический и мелодический слух, улучшаются личностные качества.

Одной из самых увлекательных форм музыкально-ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является исполнение сказок-шумелок. Игра на детских шумовых инструментах развивает навыки мелкой и крупной моторики, музыкальный слух, память, ритм, воображение и фантазию, формирует готовность и умение действовать в коллективе.  Исполнение сказок-шумелок способствует развитию у детей навыков общения и помогает увереннее держаться во время выступлений.

Самая большая ценность детского творчества, которая рождается в процессе занятия вокального кружка, в том, что оно сопровождается радостью, удовольствием, проявлением индивидуальности ребенка. У детей, которые стабильно посещают занятия в течении всего года улучшается координация движений, мелкая моторика, развивается нижнее диафрагмальное дыхания и увеличивается продолжительность правильного речевого выдоха, сила голоса, голосоведение, артикуляционная моторика, развивается память и внимание. Как следствие укрепляется общее физическое состояние детей и реже болеют ОРВИ, так как развивается дыхательная функция и легкие.