Педагогическое сопровождение творчески одаренных детей и роль музыки в их жизни

№ 142

Эндже АХМЕТОВА, Гульнара ГАДИЕВА,

музыкальные руководители высшей квалификационной категории детского сада №18 «Улыбка» г. Азнакаево

Евгения ДЕДУШЕВА,

старший воспитатель I квалификационной категории детского сада«Улыбка» г. Азнакаево

Музыкальное искусство сильно оказывает влияние на человека уже с первых лет его жизни и занимает важное место в общем его культурном развитии. Согласно термину Д.Б.Кабалевского, музыка и связанная с нею деятельность могут вызвать в ребенке особенные потребности и желание общаться с нею, а по мере его возможности и рассуждать о ней. В процессе данного рода воспитания у ребенка особенно успешно формируется нравственный облик. Дети уже в дошкольном возрасте чувствует всю выразительность мелодичных интонаций и насыщенность слов и музыки.

Особенностью музыкальной одаренности является наличие особой восприимчивости ребенка к музыке и повышенной музыкальной впечатлительности. Чем младше ребенок, тем более он восприимчив к звучащему миру. Музыкально одаренные дети отличаются повышенным любопытством в отношении любых звучащих объектов, незнакомых тембров. В 2– 3 года они легко узнают и различают все мелодии, часто уже к двум годам хорошо интонируют (некоторые дети начинают раньше петь, чем говорить); выделяются очень быстрым и прочным запоминанием музыки. С 4 – 5 лет наблюдается склонность импровизировать, фантазировать на инструменте. Одаренные дети способны всецело сконцентрироваться на музыкальных занятиях.

Музыкальные занятия очень хорошо влияют на общую культуру детского поведения. Во время прослушивания различных произведений, игры или других занятий каждый ребенок воспитывает в себе определенный порядок, быстроту реакции, организованность и внимательность по отношению к другим. Все это воспитывает культуру общения, коллективизма, поведения, то есть создает все условия для того, чтобы формировались нравственные качества личности ребенка. У одаренных детей дошкольного возраста необходимо развивать коллективную музыкально-творческую деятельность, которая на последующих этапах развития личности будет постепенно переходить в индивидуальную.

Практика музыкального воспитания нашего детского сада показывает, что дети старшего возраста, имеющие высокие задатки музыкальности, не просто готовы к дополнительной работе, проявляя высокую мотивацию к музыкальной деятельности, но и испытывают  потребность в реализации  своего творческого потенциала, нуждаются во внимании со стороны педагогов и родителей. С радостью участвуют в подготовке сольных  номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность. Индивидуальные занятия ими воспринимаются, как награда, а не как дополнительная нагрузка. Однако, педагогу необходимо выбрать правильную стратегию взаимодействия с одаренными детьми на групповом занятии. Чтобы с одной стороны, дать возможность реализоваться их способностям, не подавить инициативу и волю к творческой деятельности, а с другой стороны, дать возможность выразиться другим детям. Не секрет, что одаренные дети любят внимание и умеют его притягивать, нередко обладают лидерскими качествами. На занятиях такие дети могут реализоваться в различных формах совместной деятельности (игра на детских музыкальных инструментах, танцевальная и вокальная импровизации, сочинительство). Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы поддерживаем и развиваем способности у детей. Дети, у которых выявляются ярко выраженные способности к вокальному исполнению, становятся солистами. С ними в дальнейшем также ведется индивидуальная работа.

Говоря о развитии и обучении музыкально одаренных детей, нельзя не остановиться на вопросе исполнительского репертуара. Он должен быть интересен, ярок и соответствовать возрасту и вокальным данным ребенка, а так же отвечать высоким нравственным идеалам. Повышенной мотивацией к музыкальной деятельности является новизна музыкального репертуара, декораций, костюмов и прочей атрибутики творческого процесса.

Условия для выявления, обучения и воспитания одаренных и талантливых детей у нас в детском саду создаются через:

– предметно-развивающую среду группы, способствующей познанию окружающего мира, где игра – ведущий вид деятельности, которая позволяет удовлетворять многие потребности ребенка – в общении, выплеску накопившейся энергии, развлечении;

– регулярное проведение мониторинга с использованием современных диагностических методик, которые позволяют своевременно и качественно выявить способности и задатки каждого дошкольника;

– индивидуальные занятия с музыкальным руководителем, организованные в разных возрастных группах, позволяющие развить у ребенка способности;

– оказание помощи родителям в развитии у детей талантов, способностей, через различные формы работы: анкетирование, индивидуальное и групповое консультирование и т.п.;

– взаимодействие с социумом – позволяющим показать наши достижения, успехи через выступления детей на различных мероприятиях;

– конкурсы.

Система работы с одаренными детьми, реализуемая в нашем детском саду, включает в себя пять основных направлений, которые тесно связаны и интегрируются между собой:

– создание специальной развивающей творческой среды, способствующей выявлению одаренных детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала;

– совершенствование научно — методического уровня педагогов по работе с одаренными воспитанниками;

– выявление и дальнейшее отслеживание у детей творческой одаренности;

– организация работы с одаренными детьми и их родителями;

– разработка механизма работы по взаимодействию с социумом в целях создания наилучших условий для проявления творческого потенциала детей и дальнейшего их развития.

На протяжении многих лет на базе нашего детского сада функционирует танцевальный и вокальный ансамбль «Улыбка». На  занятиях дети более широко изучают народные традиции, устное и песенное народное творчество; импровизируют игру на музыкальных инструментах и танцевальные движения. В вокально-хоровом и индивидуальном исполнительстве происходит дальнейшее развитие мелодического слуха в единстве двух его компонентов: перцептивного (ладовое чувство) и репродуктивного (певческий голос), что еще раз подчеркивает развитие всего комплекса музыкальных способностей, но, главным образом эмоциональной отзывчивости на музыку, чувство ритма, музыкальное мышление.

Участники ансамбля «Улыбка» принимают активное участие в фестивалях детского творчества, конкурсных программах и проектах на муниципальном, республиканском и всероссийском уровне. Таких как, «Йолдызчыклар», «Юные таланты», «Татар малае», «Лучший дошкольник года», «Танцы народов Поволжья», «Веселый перепляс», «Азнакай сандугачы», «Первые шаги», «Счастливое детство. Бәхетле балачак», «Бәхет йолдызы», «Зажги звезду», «Танцевальное вдохновение», «Созвездие-Йолдызлык». Проводится подготовка сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении и на городских площадках.

Чувство победы позволяет ребенку пережить «ситуацию успеха» и поверить в свои еще большие возможности. Необходимо хвалить детей, даже самые незначительные достижения, если они требовали времени. Участие в конкурсах вполне соответствует естественной детской потребности соревноваться. Возможность участия в конкурсе должна являться сильнейшим стимулом для упорной работы, в необходимости которой детей не всегда легко убедить. Подготовка и участие в художественном конкурсе интенсивно расширяет опыт жизненных и эстетических отношений.

Основная задача педагога – разглядеть и поддержать в ребенке стремление к творчеству, развить его талант.