Педагогический прием «экологичный театр»

Гульшат ХАЙДАРОВА,

учитель-логопед детского сада №183 г. Казани

Желание всех родителей, чтобы ребенок рос умным, здоровым, общительным и счастливым человеком.

Мы, педагоги, в своей работе ставим более конкретные задачи: развить речь и интеллект ребёнка, научить его логически мыслить, правильно общаться, воспитать отзывчивость, любовь ко всему живому. Достичь этих целей, можно если объединить родительские желания и задачи педагогов.

В своей работе я использую разные методы и приемы. Но более подробно хотела бы рассказать о методе экологичный театр, который я использую в логопедической практике с детьми старшего дошкольного возраста.

Почему именно экологичный театр? Актуальность метода работы определяется тем, что в настоящее время все большую популярность приобретают вопросы экологии – органического производства, разумного питания и потребления. Такие аспекты очень важны и необходимы, но не стоит забывать и про внутреннюю экологию – экологию души, мышления, общения. Тема экологии общения до конца не изучена и сложна, но, тем не менее, является важным  аспектом при выборе своего окружения.

Экологичное общение – это общение, основанное на принципах уважения к себе и партнеру.

Это особенно важно сейчас, когда говорят о том, что свобода превыше всего. Поэтому концепция экологии общения играют огромную роль в нормальном функционировании общества, где человек человеку друг.

Мы должны с детства приучать детей быть вежливыми, уважать границы других людей, всегда соблюдать этикет.

А главное, активно использовать правила вежливости  во всех сферах жизни, например, за столом, среди друзей, дома, в детском саду или любой незнакомой обстановке.. Если такое качество войдет в привычку, вырастает культурный и деликатный человек, который умело выстраивает полезное общение. Поэтому так важно с детства знать, что такое вежливость, какую роль она играет для каждого индивида.

На основе игры и театра можно увлечь детей в любую область познания окружающего мира, можно обучить их грамоте, научить правильно выражать свои мысли, привить культурные навыки, и вежливо общаться.

Экологичный театр — представляет собой ряд номеров и сценок, объединенных  выбранной темой. Дети играют в школу, в театр, в магазин, в походы, в кафе.

Количество детей в группе: 10 – 12 человек.

Занятия предполагается проводить один раз в неделю.

Продолжительность занятий: 20 минут.

Важно, что речевой материал по теме включает в себя тот словарь, те понятия, с которыми ребята знакомились на занятиях по развитию речи. Речевой материал подбирается с учетом произносительных возможностей каждого ребенка.

Данные занятия включают в себя чтение художественной литературы. Дети знакомятся с произведениями К.Чуковского, Н.Носова, С.Михалкова, В.Сутеева.

Мне, как учителю-логопеду, работа над инсценировкой позволяет закрепить отработанные навыки по изменению силы и высоты голоса, изменению интонаций, навыки эмоциональной, выразительной речи и, конечно, закрепить нормы произношения, умение контролировать свою речь.

Педагогический метод «Экологичный театр» направлен на реализацию следующих задач.

  1. Развитие:

– речи, мимики, пластики движений;

– речевого дыхания;

– развитие речевого артикуляционного аппарата;

– эмоциональной сферы;

– актёрских навыков;

– развитие координаций движений;

– мелкой моторики пальцев рук;

– развития мышления, внимания и воображения;

– слухового внимания;

– зрительной, звуковой, информационной и тактильной памяти;

– чувства ритма;

– познавательного интереса к окружающему миру.

  1. Воспитание:

– культуры общения;

– внимание к звуковой стороне речи;

– умение внимательно слушать музыку, сказку, расска.

  1. Обучение:

– простым формам монологической речи;

– диалогам;

– выразительному чтению стихотворений;

– правильному звукопроизношению;

– умению дифференцировать звуки;

– пластике движений;

– безопасному поведению.

Принцип построения занятий:

– учитываются все стороны развития ребёнка: интеллектуальную, физическую, психическую, эмоциональную и социальную;

– занятия проводятся в игровой форме с учётом психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста;

– для предупреждения интеллектуальной и физической утомляемости в ходе занятий предусмотрена частая смена видов деятельности.

Каждое занятие включает в себя следующие компоненты:

– артикуляционная гимнастика;

– пальчиковая гимнастика с предметами и без предметов;

– дыхательная гимнастика;

– работа над чистоговорками, стихами, направленная на дифференциацию звуков, речевое дыхание и чувство ритма;

– словарная минутка, направленная на уточнение, закрепление и расширение словаря детей;

– новая информация об окружающем мире;

– музыкально-ритмическая гимнастика;

– выразительное чтение педагогом художественного произведения.

Данный вид работы позволяет сделать наши занятия разнообразными, насыщенными, яркими и увлекательными. Установить с детьми теплые, доверительные отношения, проявить неподдельный интерес к его детским заботам, одновременно ориентируя его на проблему других людей.

А главное, дать детям понять, что воспитанный и вежливый человек – это человек, который никогда не обидит словом и делом.