Патриотическое воспитание обучающихся на уроках английского языка и внеурочной деятельности

 

Ильмира РАХИМОВА,

учитель английского языка Таканышской средней школы Мамадышского района

Будущее России, прогресс в экономической, политической и социальной сферах в первую очередь зависят от гражданской позиции подрастающего поколения. Гражданственность — это нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и выполнение законов страны.

В настоящее время от правильно сформированной гражданской позиции молодежи зависит очень многое. В первую очередь — это само будущее нашей страны, ее политический и экономический рост. Поэтому сейчас так много внимания уделяется гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся. В последние годы мы все чаще стали замечать снижение уровня духовной культуры молодежи. Молодые люди считали примером для подражания человека без определенной культуры, достаточно циничного, но преуспевающего финансово, умеющего достичь     своей цели любым путем. Мало внимания и уважения уделялось народной культуре, забывались обычаи и традиции, на которых и должны формироваться нравственные ценности народа, без которых невозможно формирование у подростков правильного отношения к истории своего народа и в целом, любви к Родине.

Среди множества учебных дисциплин предмет «английский язык» занимает особое место. Его своеобразие заключается в том, что в ходе изучения обучающиеся приобретают не знания основ науки, а умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой полезной информации. Это дает нам, учителям, огромные возможности по формированию гражданско-патриотической позиции обучающихся. Изучение иноязычной культуры невозможно без сформированной национально-культурной базы родного языка. И все знания, приобретенные на уроках иностранного языка, обучающиеся пропускают сквозь призму знаний, полученных в процессе овладения родной культурой.

Английский язык является средством, на котором можно рассказать миру о своей Родине, городе, селе, своём личном мире. Эффективными формами воспитания патриотизма на уроках английского языка являются знакомство с биографиями выдающихся ученых, писателей, общественных деятелей, оставивших глубокий след в патриотическом служении Родине, своему народу; с материалами о героическом прошлом страны, о его мужестве; приобретение и расширение знаний о родном селе, городе; формирования у них потребности в овладении культурой межнациональных отношений. Поэтому на уроках английского языка важно стремиться подбирать такой материал, из которого обучающиеся могли бы почерпнуть знания о традициях, быте, истории и людях своей страны и изучаемого языка. Использовать такие упражнения, которые способствуют развитию учащихся умений сопоставлять факты и делать выводы. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе сами.

Воспитание патриотизма представляет собой целенаправленный процесс включения учащихся в различные виды учебной и внеурочной работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотических чувств, стимулированию их активности по выработке у себя этих моральных качеств. В нашей школе, учителя иностранного языка проводят различные тематические мероприятия совместно с учителями родного языка и учителями истории. Познавательным аспектом этой работы является увеличение объема знаний об особенностях культуры родной страны, знакомство с достопримечательностями нашей страны.

Учителям иностранного языка надо создать атмосферу, подбирать материал, который давал бы знания о истории, традициях, людях, учить сопоставлять и делать выводы. Бывает парадоксально, но учащиеся средней школы, изучают, например, символы Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии, но плохо знают Символику своей Родины. В нашей школе наряду с ознакомлениями с реалиями англоязычных стран изучают государственные символы Российской федерации средствами иностранного языка. В шестом классе при закреплении темы степени сравнения прилагательных вы работаем над текстом «The national symbols of the Russian Federation». Наши обучающиеся принимают активное участие в различных билингвальных конкурсах и проектах, таких как «Душа России миру шечет», «Билингва». В этом году учащиеся 5 – 9 классов,  работали над проектом «Our Heroes». Ученики собрали материал об истории улиц, носящих имена героев, о людях, воевавших на фронтах великой отечественной войны, также о наших героях которые защищают нашу родину в рамках специальной военной операции. Традиционно в январе в нашей школе проходит декада английского языка. Ребята начальной школы принимают участие в празднике «We like Tatar and English fairy-tales», учащиеся 5 – 9 классов участвуют в проекте «Welcome to Tatarstan». Познавательным аспектом этой работы является увеличение объема знаний об особенностях культуры родной страны, знакомство с достопримечательностями  Мамадышского района и Казани. Для обучабщихся 10 – 11 классов проходят круглые столы, в этом году тема круглого стола «British and Russian relationships», проводятся нтеллектуально-познавательная игра «What? Where? When?» на тему русские, татарские  и английские праздники, различного рода квесты с заданиями о культуре родной страны и стран изучаемого языка.  Кроме того, в старших классах мы  включать в уроки тему «Мой город/страна» в проблемной формулировке: «Есть ли чем гордиться в моём городе/ стране?» В ее рамках можно изучать историю города и страны в целом.   Краеведческая тематика, несомненно, представляет интерес для учащихся и становится темой их исследовательских работ на старшей ступени обучения.                                                        Конечно, процесс должен быть организован и осуществлен с учетом возрастных, психологических особенностей детей, в контексте современной социальной ситуации. Благодатной почвой для патриотического воспитания является внеклассная деятельность. Для повышения языковой компетенции во внеурочное время необходимо поддерживать интерес к предмету через разнообразные мероприятия: участие в неделе иностранного языка, конкурс чтецов на английском языке, концерты для родителей, инсценировка сказки. Умение презентовать свое творчество, проявить себя в том виде творчества, который тебя интересует – важный показатель успешности ученика.

Нам, учителям иностранного языка, следует помнить то что, коммуникативная направленность предмета способствует формированию личности, не только толерантную к иностранной культуре, но и способную в рамках устного общения отстоять собственные интересы и гражданскую позицию. Различные методы, приемы и современные технологии помогут сделать уроки интересными и познавательными, но главная цель – привить учащимся уважение и любовь к своей родине, чтобы им захотелось, если возникнет такая необходимость рассказать о ней и «защитить» средствами иноязычной коммуникации.