Патриотическое воспитание молодежи через изучение архивных документов

Римма СИБГАТУЛЛИНА,

первый заместитель директора Государственного архива РТ

Виктория ГАРИФУЛЛИНА,

учитель истории высшей квалификационной категории гимназии №93 г. Казани

Архивные документы являются неотъемлемой частью историко-культурного наследия государства и республики. В архивохранилищах Государственного архива Республики Татарстан хранится около 7,5 млн. единиц хранения, и в настоящее время архив занимает четвертое место среди регионов России по объему документов. Кроме того, 21 документ Государственного архива РТ включены в Государственный реестр уникальных документов архивного фонда Российской Федерации и Республиканский реестр уникальных документов архивного фонда Республики Татарстан. Например, автобиография Мусы Джалиля, жалованная грамота царя Ивана Грозного архимандриту Свияжского Богородицского монастыря Герману (этот документ давал архимандриту права суда над монастырскими людьми по всем видам преступлений, включая убийство, разбой и кражу). Самым ярким документом является  грамматика арабского языка известного арабского филолога Сибавайхи, рукописный документ XII-начала XIII вв., внесенный в Республиканский реестр уникальных документов Архивного фонда. Документ является уникальным по критерию древности, как старейшая арабская рукопись в Казани. За два десятка лет из зарубежных и региональных архивов были безвозмездно получены копии более 1000 документов по истории Республики Татарстан и татарского народа, большое количество периодических изданий, сборников документов. Среди особо ценных документов: Присяга Президента Республики Татарстан, Гимн Республики Татарстан, Конституция ТАССР 1937 г., герб и флаг Автономной Советской Социалистической Республики за 1938 г.

Документы Архивного фонда являются отличным материалом для развития умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего – предметных результатах по истории в соответствии с ФГОС ООО. Где, как не в архиве возможно воспитание уважения к историческому наследию народов России?

Одним из важнейших направлений работы Государственного архива РТ является патриотическое воспитание молодежи через изучение архивных документов.

В Государственном архиве РТ отложился комплекс документов, рассказывающих о вкладе г. Казани в приближение Дня Победы, трудовом подвиге казанцев в годы Великой Отечественной войны: 4630 фондов содержат документы за 1941 – 1945 гг. Обеспечение сохранности архивных документов способствовало присвоению почетного звания «Город трудовой доблести» г. Казань. В свет вышло издание «Татарстан: все для фронта, все для Победы», в котором наглядно продемонстрированы подвиг казанцев в тылу во время Великой Отечественной войны. В рамках проведения Парада Победы в Казани 24 июня 2020 г. презентована книга«Татарстан: все для фронта, все для Победы». В этой книге нашли отражение все основные сферы жизнедеятельности татарстанцев в судьбоносный для страны период. Автором-составителем является доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник института истории им. Ш.Марджани Академии наук РТ А.Ш. Кабирова. Акция по вручению книги прошла во всех муниципальных районах республики: книгу получили все школы, учреждения среднего профессионального образования и библиотеки республики.

В рамках 100-летнего юбилея ТАССР архивистами подготовлена выставка архивных документов на базе Государственного архива РТ, которую посещали школьники, студенты, руководители министерств и ведомств. Экспозиция состоит из нескольких блоков за период с 921 по 1992 годы. Представлены документы по древней истории Татарстана, документы о создании государственности и развитии Татарской республики, об активной экономической деятельности в Республике Татарстан. При проведении экскурсии одним из интереснейших моментов становится ознакомление с киноматериалами – фрагментами из кинохроники по становлению республики.

Только за 2019 год архивистами организовано более 40 выставок по истории ТАССР, которые посетили более 35 тыс. человек: «История ТАССР в документах Государственного архива Республики Татарстан», «К 100-летию ТАССР», «Революция и гражданская война на территории Татарстана», «Истории рабочего мастерства», «История ТАССР».

Выявленные документы, фотографии, фрагменты кинохроники, аудиозаписи из фондов Государственного архива РТ, охватывающие период от подписания декрета о ТАССР и заканчивая современным периодом, нашли свое отражение в публичной лекции для органов государственной власти и населения республики. В каждом блоке публичной лекции отражены ключевые события, имеющие важное значения для развития республики в сфере политики, экономики, промышленности, образования, культуры, спорта. Сотрудники архива провели публичные лекции в 11 образовательных организациях республики, реализующих программы профессиональной подготовки педагогов и архивистов.

Ориентирован на студентов исторический клуб «Тарихи бранч», где встречаются профессиональные историки и любители.

Интересными стали заседания исторического клуба на следующие темы:

– к 140-летию со дня рождения классика татарской драматургии Галиасгара Камала;

– из истории Старо-Татарской слободы: о градостроительных терминах в татарских источниках;

– «Фотография и мусульманский мир России» и «Фатих Карими в Стамбуле»;

– экскурсия по Старо-Татарской слободе для членов «Молодой гвардии «Единой России».

Одним из перспективных образовательных проектов, реализуемых Государственным архивом РТ стала «Школа юного архивиста». Юные архивисты – учащиеся общеобразовательных школ республики.

Цели проекта «Школа юного архивиста»:

– ознакомление с основными функциями и направлениями в деятельности Государственного архива Республики Татарстан;

– использование возможностей архивов как образовательной среды для повышения качества образования, проектирования дальнейшей профессиональной карьеры;

– формирование первичных навыков работы в архиве: изучение научно-справочного аппарата архива, путеводителей, поиск необходимой информации, изучение подлинных документов;

– популяризация исторических знаний среди подрастающего поколения.

Начинался проект в 2017 году с экскурсий школьников в архив, изучения ими архивных документов, мастер-классов и архивных уроков на темы «Моя родословная», «Фотография как источник изучения истории моей родины», «Государственный архив РТ – главное хранилище документов республики», «Живые строки войны» (письма времен Великой Отечественной войны), «Знакомство с профессией архивиста» «Родословное дерево моей семьи». После проведения экскурсий для педагогов, учителей истории республики была создана рабочая группа учителей истории г.Казани, Арского, Высокогорского, Тетюшского, Чистопольского районов. Учителям истории была оказана методическая помощь и предоставление архивных документов Государственным архивом РТ для проведения научно-исследовательской работы на основе архивных источников. Педагогами было разработано методическое пособие по ознакомлению детей с архивом, профессией «архивист», с документами, которые хранятся в архивах и т.д. Итогом исследовательской деятельности ученицы XI класса Высокогорской средней школы № 3 Елизаветы Буртаковой под руководством учителя  истории и обществознания Нурии Амировны Галлямовой стало успешное выступление на IV Всероссийской научной конференции учащихся им. Н.И.Лобачевского, где она заняла II место.

Когда отдельные школьники выполнили интересные исследовательские работы на основе архивных документов, определилось направление развития проекта: формирование навыков исследовательской деятельности через изучение архивных документов.

К 2020 году совместно с Министерством образования и науки РТ было сформировано 13 групп школьников, которые не просто посетят архив, но и проведут собственное исследование на основе архивных документов. Каждая группа посещают архив минимум дважды организованной группой.

Во время первого посещения архива – экскурсия по архиву, ознакомление с выставкой по 100-летней истории РТ. Завершается экскурсия читальным залом, где школьники становятся реальными посетителями читального зала, изучают описи и заказывают документы из фондов архива.

Следующее посещение архива проходит в читальном зале: школьники изучают подготовленные по их заказу документы и выполняют исследовательские работы.

Именно так произошло знакомство с архивом и архивной деятельностью учащихся гимназии №93 г. Казани.

Группа учащихся VIII – X классов этой школы побывала на экскурсии в Государственном архиве РТ и имела возможность изучить в читальном зале настоящие архивные документы столетней давности.

Прикоснувшись к «живой истории», ребята с воодушевлением решили учиться исследовательской деятельности и попытаться найти ответы на заинтересовавшие их вопросы: дети в учреждениях республики, организация уборки урожая, оказание помощи голодающим детям германских рабочих, работа предприятий республики… По этим и другим вопросам ребята изучали документы за 1920 – 1925 гг.

Особое место занимает проект для детей с ограниченными возможностями здоровья, который носит в основном, профориентационный характер. В ходе посещения архива дети с ОВЗ пробуют себя в роли архивистов, обрабатывают документы, изучают разные направления работника архива. Эмоциональный отклик и заинтересованность детей показывают необходимость таких встреч.

Логичным продолжением работы с детьми стал образовательный проект «Истәлек», совместная разработка архива и объединения «Татармультфильм».

Предполагается, что на образовательном портале будут размещены архивные документы для изучения истории Татарстана. Они будут доступны для всех учителей истории и школьников Татарстана. А чтобы заинтересовать школьников, история Татарстана будет представлена в форме мультфильма. Там же – разнообразные материалы для закрепления и расширения знаний: квесты, кроссворды, ребусы. Подкрепляться портал будет печатным изданием для детей и пособием для учителя. На портале будет работать кружок «Юный архивариус» – интернет-отражение практического кружка в архиве.

Восьмиклассники из гимназии №93 г. Казани, активисты объединения «Юный архивист» Константин Федоров и Елена Абросимова стали непосредственными участниками презентации проекта «Истәлек» на расширенном заседании итоговой коллегии Государственного комитета РТ с участием Президента Республики Татарстан Р.Н.Минниханова.

Раскрывая перед школьниками тайны архивного дела, предоставляя им возможность прикоснуться к настоящим историческим документам, привлекая их к кропотливому труду исследователя, способствуем развитию искреннего патриотизма, формируем позитивное отношение к интеллектуальному труду, воспитываем ответственного гражданина.

Сотрудничество государственного архива и образовательных учреждений бесспорно необходимо и полезно, это интересное и перспективное направление, которое будет развиваться в дал