Памяти верны

№ 117

Елена ВАСИЛЬЕВА,   

учитель математики I квалификационной категории лицея №116 им. Героя Советского Союза А.С.Умеркина  г. Казани

В мае 2020 года в нашей стране наступит великий праздник – 75 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. В связи с этим мы с ребятами запустили  проект «К Победе!», который положил свое начало в 2017 году. Я считаю, что это наш гражданский долг помнить и чтить память тех лет.

Сначала мы составили исторический календарь побед и распределили на один год, кто из учащихся готовит по ним сообщения, которые презентуют в начале урока в соответствующий день события. Сообщение – презентация не должно занимать более пяти минут, оно должно содержать слайд с заданиями, в которых зашифровано ключевое слово, историческую справку данного события и по возможности документальный фильм. В результате получилось более 20 дат о знаменательных вехах нашей победы, начиная от Сталинградской битвы, освобождения Воронежа, Ржева, Курска и т.д. и заканчивая Берлинской операцией.

Рассмотрим это на примере освобождения Киева 6 ноября 1943 года.

1-й слайд презентации.

230

Учащиеся класса на местах решают примеры, выходят к доске и пишут маркером соответствующую букву, в представленной таблице.

Получилось слово «Старт» — название Киевского стадиона, на котором произошел матч за достоинство, славу и честь Родины. В нем участвовали члены команды киевского «Динамо» (те, кто не успел уйти на фронт) и команды фашистских асов. А судил этот матч гестаповец.

Рассказав об этом событии, учащиеся сообщили историческую справку о наступательной Киевской операции, показывая фотографии тех лет. Продемонстрировали короткий документальный фильм об освобождении Киева.

Затем учащиеся класса получают задание: изучить данное событие, найти интересные факты и по ним составить задачи. Оформление задачи тоже носит обязательный характер.

Требования к оформлению задачи

1. Весь материал должен быть представлен в виде текстового документа, историческая справка которого и задача должны быть объединены единой тематикой.

2. Оформление текстового документа: Microsoft Word, размер бумаги А4, шрифт Times New Roman, 12. Все поля по 17 мм, межстрочный интервал 1,15. Ориентация книжная. Страницы не нумеровать. Выравнивание текста по ширине. Отступ первой строки абзаца – 1,25 см. Без расстановки переносов.

Оформление задачи в следующем порядке:

а) фамилия, имя автора (авторов) полностью жирным шрифтом 12 размера;

б) ниже – слова «историческая справка» должны быть представлены жирным курсивным шрифтом 11 размера, сама историческая справка — курсивным шрифтом 11 размера;

в) далее – задача (слово «задача» жирным шрифтом 12 размера, сама задача шрифтом 12 размера);

г) последнее – ответ (слово «ответ» жирным шрифтом 12 размера, сам ответ шрифтом 12 размера)

Оформление текста должно быть грамотным. Формулы (буквенные, числовые выражения, уравнения, неравенства, системы и т.д.) набраны в редакторе формул в Microsoft Word 2010 (и отделены друг от друга точкой с запятой, в конце – точкой).

Примеры некоторых задач, составленные учащимися.

Задача №1. (Выполнили Карина Губайдуллина и Дана Еникеева.)

Историческая справка. Киевская наступательная операция была проведена с … по… 1943 года; в результате неё были освобождены Киев и Житомир. Решите пример, и вы узнаете, сколько дней длилась Киевская наступательная операция

Задание. Решив пример, вы узнаете, сколько дней длилась Киевская наступательная операция.

231

Ответ: 10 дней длилась киевская наступательная операция.

Задача №2. (Выполнила Марьяна Морякова.)

Историческая справка. Одной из непреодолимых преград для немцев, позволившей защитникам долго отстаивать город, была пойма реки ……, которая огибает город с севера, северо-запада и запада.

Задание. Решив примеры и сопоставив их с буквами, вы узнаете,  как же называлась река?

-4 ∈ N

1)    81

2)    2541

3)   21114

4)    27

5)     74147   =7

Е И Р Ь П Н
0 Неверно 9 9,2 -12,5 x

 

Ответ: Ирпень.

Задача №3. (Выполнила Маргарита Казанбаева.)

Историческая справка. Матч смерти — футбольный матч, сыгранный в оккупированном немцами Киеве летом 1942 года между местной и немецкой командами. Через некоторое время после этой игры ряд футболистов-киевлян оказались в концентрационных лагерях, а некоторые были расстреляны.

«Старт» — «Флакельф»
Старт Флакельф (Flakelf)
   
5 3

 

 

Задание. Решите данные примеры и узнайте, кто первым из футболистов-киевлян сравнял счёт в футбольном матче «Старт» –«Флакельф», состоявшийся 9 марта 1942 года.

М   1149871  =

О  712   — 413 =

У ( 39=

К ( 44=

З 40 =

Ь   980=

К 1100+ 232 =

Н 70  =

Е 83

 

  342     10  11    18  1201    53    30  31  3210
                 

Ответ. Именно Иван Кузьменко дальним ударом первый сравнял счёт в футбольном матче.

Учащиеся сдают свои задачи тем ребятам, которые готовили сообщение. Они проверяют их, выставляют оценки, консультируясь с учителем. Затем эти задачи предлагается решить учащимся всего класса. После этого мы на карте отмечаем звездочкой место победы. В итоге у нас получается путь освобождения нашей страны от фашистских захватчиков. А еще мы готовим небольшой журнал по каждому историческому событию, который содержит историю, фотографии и задачи учащихся.

30,

Через задачи, через подготовку сообщений ребята узнают о доблестном пути наших воинов-освободителей Великой Отечественной войны и повторяют материал, пройденных тем по математике. Это еще один пример как можно связать математику и историю.