Палитра цвета в слове Б.Пастернака (по роману «Доктор Живаго»)

№ 159

(Урок русской литературы в XI классе)

Гузель ХАЛФИЕВА,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории  средней школы № 137 г. Казани

Цели урока:

– исследовать художественные особенности романа «Доктор Живаго»: язык, способы выражения позиции автора;

– проследить через теорию цветовой символики звука, как выстраивает свой замысел Б.Л.Пастернак, и, исходя из этого, определить главные проблемы романа, смысл названия;

– развивать навыки анализа, аналитического чтения произведения;

– воспитывать принципы добра, веры в человека.

Задачи:

– познакомить с теорией цветовой символики звука;

– научить применять ее при анализе поэтических и прозаических текстов;

– способствовать совершенствованию эстетического вкуса учащихся.

Оборудование: текст романа, таблица с расшифровкой цветов, презентация к уроку, медиапроектор, интерактивная доска.

«Жизнь ведь тоже только миг, только растворение  нас самих во всех других, как бы им в даренье».

Б.Л.Пастернак

Ход урока

I. Прием «яркого пятна»

(Исполнение или прослушивание песни на слова Б.Л.Пастернака «Гамлет».)

Учитель. Как емко и точно! Действительно, жизнь сложна, многогранна, каждому поколению выпадают свои потери и победы. Недаром народная мудрость гласит: «Жизнь прожить не поле перейти».

В чем смысл жизни, каково назначение каждого из нас, как сохранить в себе Человека в переломные моменты истории – эти вечные вопросы волновали и Б.Пастернака, и его героя Юрия Живаго. Не менее актуальны они и для нас.

Итак, тема нашего урока «Палитра цвета в слове Б.Пастернака» (по роману «Доктор Живаго»).

II. Стадия «осмысления»

Учитель (произносит слова о художнике и поэте). Леонардо да Винчи сказал: «Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат».

Поэтому наша задача сегодня – увидеть поэтику цвета как средства раскрытия мироощущения доктора Живаго. Для этого мы поделились на группы.

Но прежде мне хотелось бы познакомить вас с очень интересной теорией «Звук и смысл»: в соответствии с ней  каждый отдельный гласный звук обладает определенной цветовой символикой, а значит, несет соответствующее настроение.

А густо-красный, звук радости, великолепия.

Яярко-красный, выражает нежность и склонность.

Осветло-желтый или белый, звук восторга.

Е зеленый, ласковый.

Ежелто-зеленый, ласковый.

Эзеленоватый, «злой» звук.

И синий.

Йсиневатый, ласковый.

У темно-синий, сине-зеленый, лиловый.

Ю голубоватый, сиреневый ,светлое, мажорное начало.

Ы мрачный темно-коричневый или черный. (Все на слайде.)

Учитель. У вас на столах есть таблица соотношения звука и цвета. Я попрошу вас доработать её: добавьте к цвету оттенки настроения, попробовав пояснить свой выбор. Вспомните желтый цвет в изображении Петербурга у Достоевского, красный цвет «Дьяволиады» Булгакова, лиловый, синий цвета у Блока. (Учащиеся называют настроения, мы совместно обобщаем.)

Учитель. Все эти оттенки настроения отражаются в романе «Доктор Живаго». А как, мы увидим, проанализировав его фрагменты. Итогом нашей работы станет проект «Цветовая палитра».

Итак, задача для групп:

1-я группа работает со стихотворением «Гамлет»;

2-я группа с отрывками из романа;

3-я группа расцвечивает черно-белые изображения этих же фрагментов романа.

Совет группам: выпишите все гласные, посмотрите, какие преобладают, отметьте определяющий цветовой оттенок, попробуйте дать этому свое толкование. Соотнесите цветонастроение с общим настроением фрагмента.

III. Подведение итогов работ групп (Вывешивается на доске в виде палитр.)

1-я группа озвучивает результаты и трактует в соответствии с текстом.

– Какое настроение преобладает в первых строфах стихотворения? Почему?

– Какие слова несут в себе эту тревожность?

– Совпало ли цветовое настроение с состоянием души героя?

2-я группа 1-й фрагмент: определяют, к какому моменту биографии героя он относится, выделяют ключевые слова, определяют их настроение, затем накладывают цвет.

2-й фрагмент то же самое.

IV. Стадия рефлексии

Учитель. Вы смотрели на строки из романа «Доктор Живаго» с позиций цвета. У нас с вами получился своя палитра, свой вернисаж. О чем же он может поведать?

Итак, мы видим:

1. Разнообразие и пестроту цветовых оттенков.

2. Разнообразие пейзажных видов.

К какой мысли он приводит? Несомненно, о том, что жизнь пестра и многообразна, что в ней чередуются жар и холод, гармония и хаос. И в этот «многоцветный» мир с головой окунается герой – Юрий Живаго, а вместе с ним и мы.

Прочтите, ребята, 3-ю строфу стихотворения «Гамлет». «Я люблю твой замысел упрямый и играть согласен эту роль», – утверждает доктор Живаго. Как эта строфа преломляется в имени героя? А о какой «роли» в этих строках идет речь?

Поддерживает его Б.Пастернак:

Со мною люди без имен,

Деревья, дети, домоседы.

Я ими всеми побежден,

И только в том моя победа.

А теперь, перед тем, как сделать обобщение и выводы, я попрошу вас заполнить «рефлексивную карту» (по группам). (Один от группы зачитывает.)

Учитель (резюмирует). Действительно, слово Б.Л.Пастернака легко и вместе с тем многогранно. Оно таит в себе и цвет, и музыку, и глубинный философский смысл.

Через цветопись мы с вами вышли к более точному пониманию настроения романа, его основной идеи, раскрыли мироощущение героя. Наша задача решена.

V. Домашнее задание

1. Завершить анализ стихотворения «Гамлет» с позиций цвета.

2. Прочитать 5 гл. 1 ч. романа, обратить внимание на монолог Николая Николаевича Веденяпина, составить его цветовую таблицу.