Палитра цвета в слове Б.Пастернака (по роману «Доктор Живаго»)
№ 159
(Урок русской литературы в XI классе)
Гузель ХАЛФИЕВА,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории средней школы № 137 г. Казани
Цели урока:
– исследовать художественные особенности романа «Доктор Живаго»: язык, способы выражения позиции автора;
– проследить через теорию цветовой символики звука, как выстраивает свой замысел Б.Л.Пастернак, и, исходя из этого, определить главные проблемы романа, смысл названия;
– развивать навыки анализа, аналитического чтения произведения;
– воспитывать принципы добра, веры в человека.
Задачи:
– познакомить с теорией цветовой символики звука;
– научить применять ее при анализе поэтических и прозаических текстов;
– способствовать совершенствованию эстетического вкуса учащихся.
Оборудование: текст романа, таблица с расшифровкой цветов, презентация к уроку, медиапроектор, интерактивная доска.
«Жизнь ведь тоже только миг, только растворение нас самих во всех других, как бы им в даренье».
Б.Л.Пастернак
Ход урока
I. Прием «яркого пятна»
(Исполнение или прослушивание песни на слова Б.Л.Пастернака «Гамлет».)
Учитель. Как емко и точно! Действительно, жизнь сложна, многогранна, каждому поколению выпадают свои потери и победы. Недаром народная мудрость гласит: «Жизнь прожить не поле перейти».
В чем смысл жизни, каково назначение каждого из нас, как сохранить в себе Человека в переломные моменты истории – эти вечные вопросы волновали и Б.Пастернака, и его героя Юрия Живаго. Не менее актуальны они и для нас.
Итак, тема нашего урока «Палитра цвета в слове Б.Пастернака» (по роману «Доктор Живаго»).
II. Стадия «осмысления»
Учитель (произносит слова о художнике и поэте). Леонардо да Винчи сказал: «Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат».
Поэтому наша задача сегодня – увидеть поэтику цвета как средства раскрытия мироощущения доктора Живаго. Для этого мы поделились на группы.
Но прежде мне хотелось бы познакомить вас с очень интересной теорией «Звук и смысл»: в соответствии с ней каждый отдельный гласный звук обладает определенной цветовой символикой, а значит, несет соответствующее настроение.
А – густо-красный, звук радости, великолепия.
Я – ярко-красный, выражает нежность и склонность.
О – светло-желтый или белый, звук восторга.
Е – зеленый, ласковый.
Е – желто-зеленый, ласковый.
Э – зеленоватый, «злой» звук.
И – синий.
Й – синеватый, ласковый.
У – темно-синий, сине-зеленый, лиловый.
Ю – голубоватый, сиреневый ,светлое, мажорное начало.
Ы – мрачный темно-коричневый или черный. (Все на слайде.)
Учитель. У вас на столах есть таблица соотношения звука и цвета. Я попрошу вас доработать её: добавьте к цвету оттенки настроения, попробовав пояснить свой выбор. Вспомните желтый цвет в изображении Петербурга у Достоевского, красный цвет «Дьяволиады» Булгакова, лиловый, синий цвета у Блока. (Учащиеся называют настроения, мы совместно обобщаем.)
Учитель. Все эти оттенки настроения отражаются в романе «Доктор Живаго». А как, мы увидим, проанализировав его фрагменты. Итогом нашей работы станет проект «Цветовая палитра».
Итак, задача для групп:
1-я группа работает со стихотворением «Гамлет»;
2-я группа с отрывками из романа;
3-я группа расцвечивает черно-белые изображения этих же фрагментов романа.
Совет группам: выпишите все гласные, посмотрите, какие преобладают, отметьте определяющий цветовой оттенок, попробуйте дать этому свое толкование. Соотнесите цветонастроение с общим настроением фрагмента.
III. Подведение итогов работ групп (Вывешивается на доске в виде палитр.)
1-я группа озвучивает результаты и трактует в соответствии с текстом.
– Какое настроение преобладает в первых строфах стихотворения? Почему?
– Какие слова несут в себе эту тревожность?
– Совпало ли цветовое настроение с состоянием души героя?
2-я группа 1-й фрагмент: определяют, к какому моменту биографии героя он относится, выделяют ключевые слова, определяют их настроение, затем накладывают цвет.
2-й фрагмент то же самое.
IV. Стадия рефлексии
Учитель. Вы смотрели на строки из романа «Доктор Живаго» с позиций цвета. У нас с вами получился своя палитра, свой вернисаж. О чем же он может поведать?
Итак, мы видим:
1. Разнообразие и пестроту цветовых оттенков.
2. Разнообразие пейзажных видов.
К какой мысли он приводит? Несомненно, о том, что жизнь пестра и многообразна, что в ней чередуются жар и холод, гармония и хаос. И в этот «многоцветный» мир с головой окунается герой – Юрий Живаго, а вместе с ним и мы.
Прочтите, ребята, 3-ю строфу стихотворения «Гамлет». «Я люблю твой замысел упрямый и играть согласен эту роль», – утверждает доктор Живаго. Как эта строфа преломляется в имени героя? А о какой «роли» в этих строках идет речь?
Поддерживает его Б.Пастернак:
Со мною люди без имен,
Деревья, дети, домоседы.
Я ими всеми побежден,
И только в том моя победа.
А теперь, перед тем, как сделать обобщение и выводы, я попрошу вас заполнить «рефлексивную карту» (по группам). (Один от группы зачитывает.)
Учитель (резюмирует). Действительно, слово Б.Л.Пастернака легко и вместе с тем многогранно. Оно таит в себе и цвет, и музыку, и глубинный философский смысл.
Через цветопись мы с вами вышли к более точному пониманию настроения романа, его основной идеи, раскрыли мироощущение героя. Наша задача решена.
V. Домашнее задание
1. Завершить анализ стихотворения «Гамлет» с позиций цвета.
2. Прочитать 5 гл. 1 ч. романа, обратить внимание на монолог Николая Николаевича Веденяпина, составить его цветовую таблицу.