Овощи

№ 208

(Занятие по закреплению пройденного материала УМК по татарскому языку с детьми старшей группы)

Галия МИНСАФИНА,

воспитатель по обучению детей татарскому языку детского сада «Буратино» пгт. Аксубаево

Основная предметная область: речевое развитие (татарский язык).

Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Возрастная группа: дети старшей группы (5 – 6 лет).

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.

Цель: закрепление пройденного лексического материала по теме «Овощи», а также ранее приобретённых детьми навыков использования грамматических конструкций в известных и новых учебно-игровых ситуациях.

Задачи:

образовательные:

– активизация в речи слов, обозначающих предмет, его признак и действие;

– способствовать умению составлять мини-диалоги в речевых ситуациях;

– закреплять умение детей составлять небольшие рассказы-описания по картинкам или личным наблюдениям ребёнка;

развивающие:

– продолжать развивать связную диалогическую речь, умение подбирать слова по смыслу;

– развивать и стимулировать память, внимание и мышление, мелкую моторику рук;

– самостоятельно выполнять задания;

– умение общаться на татарском языке со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях;

воспитательные:

– воспитывать умение внимательно слушать ответы товарищей, если нужно корректно поправлять их;

– воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность, доброжелательность и выдержку;

– воспитывать интерес к изучению татарского языка.

Дидактическое обеспечение занятия:

для воспитателя: ноутбук, аудиозапись № 8 для детей 5 – 6 лет;

для детей: корзина с муляжами овощей, овощи для игры «Чудесный мешочек» (картофель, огурец, помидор, лук, морковь, капуста, яблоко), маски для хоровода: огурец, лук, картофель, руль; атрибуты для дидактической игры «Угости Алсу и Азата».

Предварительная работа: создание языковой среды,  подбор оборудования и демонстрационного материала, изучение детьми лексического материала и песенно-танцевальной игры «Бар матур бакча».

Словарная работа: лексико-грамматический материал по теме «Овощи», песенно-танцевальная игра «Бар матур бакча».

Ход занятия

  1. Организационный момент

Воспитатель. Исәнмесез, балалар.

Дети. Исәнмесез.

Воспитатель. Хәлләр ничек?

Дети. Әйбәт, рәхмәт!

Воспитатель. Вот и поздоровались, а сейчас давайте представимся. Мин –Галия Минзакиевна, тәрбияче. Син кем? (Воспитатель передаёт мяч детям, дети отвечают.)

  1. Основная часть. Сюрпризный момент

Воспитатель. У нас оказался чудесный мешочек! Ребята, а вам интересно, что в нём? Давайте, посмотрим, что там внутри.

  1. 1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Воспитатель. Бу нәрсә?

Дети. Кишер, кәбестә, кыяр, суган, бәрәңге.

Воспитатель. Нинди? (кишер, кәбестә, кыяр, суган, бәрәңге).

Дети. Баллы (тәмле, зур, кечкенә, чиста, пычрак, матур).

  1. 2. Дидактическая игра «Собери урожай. Посчитай!»

Воспитатель. А теперь поиграем в соревновательную игру «Собери урожай». (Дети делятся на две команды, ставятся две корзины, на пол раскидывается  муляжи овощей. Дети собирают овощи и раскладывают их в корзинки.)

Воспитатель. Ребята, посмотрим, какие овощи собрали команда девочек? Дети. Бәрәңге, суган, кишер, кыяр, помидор.

Воспитатель. Молодцы. Давайте посчитаем овощи.

Дети. Бер, ике, өч, дүрт, биш.

Воспитатель. Давайте посмотрим, какие овощи собрали команда мальчиков? Дети. Суган, кәбестә, чөгендер, кыяр, кишер, помидор, бәрәңге.

Воспитатель. Молодцы, ребята. Рәхмәт, балалар! Как вы замечательно справились, сколько много овощей собрали, а давайте посчитаем их. Сана, ничә кыяр ? (кишер, помидор, бәрәңге).

Дети. Бер кыяр.

Воспитатель. Ничә помидор?

Дети. Ике помидор.

  1. Воспитатель. Ребята, давайте споем песню «Бар матур бакча». (С помощью считалочки выбирают овощей. Дети ходят по кругу, показывают движения, соответствующие словам песни. Персонаж, которого позвали, выходит в центр и танцует, дети хлопают. Потом два ребёнка делают «ворота», за «шофером» дети уходят через эти «ворота».

Бар матур бакча,

Анда бәрәңге (суган, кыяр) үсә (ходят по кругу).

Менә шундый бәрәңге (суган, кыяр) зур (показывают движения),

Менә шундый кечкенә.

Кушымта:

Бәрәңге (бәрәңге, кыяр) кил әле (1 ребёнок «кишер» (суган, кыяр).

Биеп, биеп кит әле (выходит в середину, танцует)

Әллә-лә, әллә-лә,

Биеп, биеп кит әле. (дети хлопают)

2) суган 3) кыяр

4) Шофёр, шофёр, кил әле

Биеп, биеп кит әле (1 ребенок «шофёр» выходит в середину, танцует, «уводит »всех).

Әллә-лә, әллә-лә,

Биеп, биеп кит әле.

  1. 4. Дидактическая игра «Угости Алсу и Азата».

Воспитатель. Поиграем в игру «Угости Алсу и Азата». ( Дети берут фрукты или овощи, называют , «угощают» Алсу и Азата.)

Дети. Алсу, мә, груша (алма, виноград, банан) аша.

Азат, мә. кыяр (кишер, помидор, бәрәңге) аша.

Воспитатель:. Алсу и Азат говорят «Рәхмәт».

III. Итог деятельности. Заключительная часть

Воспитатель. Молодцы, ребята. Как хорошо мы с вами сегодня потрудились. Рәхмәт сезгә. Сау булыгыз!

Дети. Сау булыгыз!