Особенности экологического развития детей дошкольного возраста

Людмила КОНДРАТЬЕВА, Рушания ЗАЙДУЛЛИНА, Наиля БАЙРУТДИНОВА,

воспитатели детского сада №71 г. Казани

В современном мире традиционные методы взаимодействия человека и природы выросли в глобальную экологическую проблему. И решать их должны будут люди следующего поколения, т.е. наши дошкольники, которые повзрослев, будут способны ценить и рационально использовать богатство природы, не нанося ущерба планете и людям. А в будущем, связать  свою профессию с  наукой как экология.

С основами экологического образования мы знакомим детей с младшего дошкольного возраста, так как на этом этапе ребенок впервые накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического сознания, мышления, закладываются начальные элементы экологической культуры. Ребенок получает эмоциональные впечатления о природе и  окружающем мире.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого предавали большое значение природе как средству воспитания детей. Я.А.Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д.Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Решение этой проблемы возможно только при наличии экологического сознания у взрослых, готовности дошкольных педагогов осуществлять на практике экологическое образование и воспитание детей, пропагандировать и вовлекать их в совместную работу. Детский сад является первым звеном системы непрерывного образования. Важен вклад каждого, будь то взрослый или ребенок. А для этого нужно не засорять окружающую среду, сортировать мусор и давать вторую жизнь отходам бытовым.

Формирование экологической культуры дошкольника предполагает решение следующих задач:

  1. Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней.
  2. Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами.
  3. Накопление детьми эмоционально — позитивного опыта общения с природой.

Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающемуся миру. А дети подтвердили свою гипотезу о том, что можно и нужно давать вторую жизнь бытовым отходам.

Среди воспитанников, особо выделяются дети, отличающиеся определенными качествами интеллекта и психики, позволяющими при соответствующих условиях, достигать более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности на разных этапах жизненного развития. Их можно назвать одаренными детьми, которые характеризуются высоким уровнем базисных знаний в интересующей их области (в данном случае, экологии), значительно превышающий таковой у основной части детей соответствующего возраста (осознанность, определенность, интеллекта индивидуальные интересы, целеустремленность; высокие познавательные способности, повышенное желание получить новые знания, умения, навыки).

Создавая оптимальные условия для развития способностей одаренного ребенка, в числе которых: инновационная образовательная деятельность, апробация и внедрение в практику альтернативных программ, передовых педагогических технологий (проектной деятельности, практической деятельности, развивающих экологических игр и др.). Поэтому стараемся не упустить очень важный вид деятельности детей как экспериментирование. Это разнообразные опыты с водой, снегом, сыпучими и несыпучими веществами. Знакомим детей с такими понятиями, как магнит, движение, круговорот. Опыты необходимы для установления связей и отношений между предметами и явлениями.

Проектная деятельность вышла за рамки исследовательской деятельности и получила статус одного из важных и перспективных направлений. Экологический проект представляет программу мероприятий, позволяющих изучить одну или несколько экологических проблем, предложить пути их решения и практическими делами внедрять и реализовать. Проектная деятельность помогает детям расширить общие представления и экологические знания, раскрыть, развить и реализовать свой творческий потенциал, обогатить внутренний мир. Самым запоминающимся проектом для наших воспитанников и родителей стал экологический проект «Умный взгляд на мусор». Проект интересен еще и тем, что включает исследовательскую, природоохранную, просветительскую, пропагандистскую и организационную работу. Уточняет знания детей о значимости чистоты улиц города и о роли человека; расширяет знания детей о видах мусора, об его утилизации и вторичном использовании бытовых и хозяйственных отходов. Развивает умение логически мыслить, делать выводы, развивает внимание в процессе зрительного поиска, мелкую моторику, ловкость, меткость; воспитывает в детях культуру поведения на улицах города, соблюдать чистоту и порядок.

Важное место в экологическом воспитании дошкольников принадлежит экологическим играм. «Что такое мусор?», «Всегда ли свалка – единственный выход?», «Экологические проблемы», «Как быть?» Они также являются неотъемлемой частью образовательного процесса с детьми.

Проведение массовых экологических мероприятий позволяет установить творческие контакты с общественными организациями, волонтерами. Привлечь родителей воспитанников к совместным акциям акции «Вторая жизнь вещей», «Это удивительные крышки», «Игрушки –картонные втулки»

Формируя гуманное отношение к природе мы исходим из следующего, главное чтобы ребёнок понял, что человек и природа взаимосвязана, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущее и то что наносит природе вред человеку. Приобретение экологических знаний, уважительного и бережного отношения к природе и его обитателям. Расширяем представления о природе и его обитателях, о взаимосвязи в природе между животными и растениями; развиваем познавательный интерес, любознательность, обогащаем словарный запас детей, воспитываем любовь к природе, понимание необходимости сохранения его целостности, умение вести себя в природе.

Задача каждого педагога в том, чтобы его воспитанники не утратили  интерес к познанию, исследованию окружающего мира. Для этого важно научить их самостоятельно   открывать как можно больше тайн живой и неживой природы и стремления сохранить ее.

Никогда не забывайте! Природа – это наш дом, а в доме должен быть порядок!

Список используемой литературы

  1. Иванова. А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников.
  2. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: изд. дом «Карапуз», 2001.
  3. Тугушева. Г.П, Чистякова. А.Е: Методическое пособие: Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2010.
  4. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – СПб: Детство-Пресс; 2001.
  5. Кондратьева Н.Н. и др. «Мы» – программа экологического образования детей.– 2-е изд., испр. и доп. – СПб: Детство-Пресс, 2000.
  6. Концепция непрерывного экологического образования и воспитания населения, 1995.
  7. Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание. – М.: Логос, 2001.