Особенности работы с детьми с ОВЗ, в частности на уроках английского языка

№ 199

Зиля ШАЙГАРДАНОВА,

учитель английского языка филиала Большенуркеевской средней школы – Карашай-Сакловской основной школы Сармановского района

Для каждого родителя его ребенок – единственный, уникальный, самый-самый наилучший в мире. Ему хочется дать как можно больше – целый мир, для того чтобы ребенок, когда подрастет, никак не потерялся в нем, а отыскал свое место, призвание, счастливую судьбу. Безусловно, от абсолютно всех трудностей родители никак не могут защитить собственного ребенка, и, рано или поздно, ему потребуется самому одолевать препятствия и трудности, какие появятся у него в пути. Однако имеются такие детки, коим надо с самого появления на свет бороться поначалу за выживание, но затем за возможность хорошего развития и образования. Это детки с ограниченными возможностями здоровья.

С каждым годом возрастает количество детей с лёгкой патологией, которые учатся в массовой школе, тут они приобретают навыки, требуемые для полноценной жизни в обществе. У таких детей наблюдается один либо ряд отклонений в развитии, связанных с изменением нервной системы ребёнка, различных болезненных состояний нервной системы. В связи с дефектами речи, с нарушением развития речи, особенностями психической мыслительной деятельности, у детей с ограниченными возможностями отмечаются затруднения в изучении и усвоении программного материала

.Необходимо признать, что общество довольно жестоко обходится с такими детьми, не признавая их как полноценных своих членов, способных иметь достойную профессию и нормальную жизнь. Однако, большинство специалистов по специальной психологии сходятся во мнении, что если окружить детей с ОВЗ должным вниманием и обеспечить правильное обучение, они вполне способны адаптироваться и стать гармоничной частью современного общества. При этом образование детей с ограниченными возможностями здоровья «может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность»[1].

У представителей этой группы существует конкретная психолого-педагогическая характеристика. Она содержит в себе следующие моменты:

  1. Недостаточно высокий уровень развития восприятия. Данный аспект заключается в необходимости наиболее длительного времени для приема и переработки полученного материала. Ребята обладают недостаточным количеством знаний об окружающем мире, но кроме того ощущают затруднения во ходе узнавания контурных и схематичных изображений объектов.
  2. Когда в детских садах даются конкретные задания, выявляется, то что у детей в ОВЗ прослеживаются малое пространственное представление, невозможность выполнения аналитических мероприятий, рассмотрения тождественности и симметричности, соединения некоторых фактов в единое целое.
  3. Важно понимать, что такие детки испытывают трудности в процессе переключения с одного вида деятельности на другой. У них недостаточно организовано внимание, что вызвано недоразвитостью интеллектуальной активности, несовершенством навыка самоконтроля и самообладания, отсутствием чувства ответственности.
  4. Дефекты памяти. Они заключаются в том, что функция словесного запоминания работает плохо, а визуальная память над ней значительно преобладает.
  5. Особенности поведения больного состоят еще и в том, что у него снижен познавательный аспект. Он не интересуется окружающим миром, не умеет выстраивать гипотезы и теории, отчего знает меньше своих сверстников.
  6. Ребенок, у которого то или иное заболевание ограничивает возможности, страдает от отставания в наглядно-образном и наглядно-действенном мышлении.
  7. Если понаблюдать за здоровыми детками и представителями группы ОВЗ, можно заметить, что обычные дети имеют более выраженную тягу к общению со сверстниками и взрослыми, нежели больные (последние больше являются интровертами).
  8. Отсутствие игровой деятельности – еще один момент, характеризующий ребенка, ограниченного в функциях. Сюжеты игры примитивны и банальны, как и игровые роли, способы их обыгрывания.
  9. Нарушение языковой системы у нездорового дошкольника – норма для такого состояния. Воспитателям и медикам приходится проделать колоссальную работу, чтобы обеспечить такому малышу нормальную речевую функцию.
  10. Невысокая работоспособность, возникшая вследствие быстрой утомляемости по причинам плохого здоровья.

Из-за этих особенностей дети страдают от недостаточности психологических предпосылок к овладению навыками обучения. Их потребности заключаются в том, чтобы были созданы оптимальные условия в сфере образования.

Работая с такими учениками, передо мной встал вопрос  «Как научить этих детей английскому языку?», «Способны ли они его выучить в объеме  школьной программы?» Для учеников коррекционно-развивающего обучения такой предмет учебного плана, как английский язык является недосягаемой вершиной. Языковой барьер, то есть непонимание всего, пугает и одновременно отталкивает учеников с первых же уроков. Поэтому для учителя,  работающего с такими детьми,  необходимо с самого начала подобрать правильные методы обучения, максимально облегчающие учебную деятельность.

В основу обучения детей с ОВЗ ставлю обучение чтению и изучение лексических единиц, письмо использую как средство обучения. Исходя из собственного опыта, могу сказать, что дети с ОВЗ испытывают определенные трудности при усвоении лексического материала, у них затруднено восприятие грамматических категорий и их применение на практике. Для них характерно возникновение проблем при аудировании устной речи, особенно связных текстов, диалогической речи. Считаю, что такую работу возможно проводить хотя бы с целью ознакомления.

В своей работе при планировании занятия для детей с ОВЗ целесообразным считаю следующее:

– уменьшать объем изучаемой лексики (отбираю только наиболее широко используемые и значимые лексические единицы);

– выбирать для предъявления легко запоминающиеся конструкции по грамматике;

– подбирать аутентичные адаптированные тексты для чтения и аудирования;

– снизить требования к изучению иностранного языка;

– оценивать обучающихся не столько по достигнутым учебным результатам, а больше по личностным УД, познавательным УД т.е. старание и усилия учащихся, личностные продвижения и успех и т.д.

Изучение букв и новых лексических единиц ввожу в основном со зрительной опорой. Тексты для чтения стараюсь соотносить с картинками, задания к ним составлять на отгадывание, подстановку слов, выбор фактов из текста, сравнение.

Объём грамматического материала преподношу дробно, но большую часть грамматики ввожу лишь с целью ознакомления.

Аудирование проводится с опорой на хорошо отработанную лексику и на зрительные опоры. Задания составляются в основном на выбор из нескольких предложенных ответов.

Письменные работы в основном выполняются в рабочих тетрадях к УМК, по которому обучается ребенок.

Работа с текстом – это наиболее простой и, в то же время, эффективный вид деятельности. Одной из главных задач данного вида деятельности является формирование и отработка навыков чтения. С детьми, имеющими трудности в обучении, целесообразно использовать преимущественно один вид чтения: чтение с полным охватом содержания. Работа с текстом традиционно начинается с ввода новой лексики. При каждом новом вводе лексики устное усвоение слов сопровождается наглядностью. Максимальная повторяемость  материала является принципом успешного усвоения  лексических единиц.

Письмо же на всех этапах обучения использую только как средство обучения, способствующее более  прочному усвоению лексико-грамматического материала, а также совершенствованию навыков чтения.

Акцентирую внимание на чтении и переводе прочитанного, поскольку при переводе дети осознают смысл прочитанного и таким образом у них исчезает боязнь пред незнакомым текстом.

Специфика обучения иностранному языку детей с ОВЗ предполагает большое количество игрового, занимательного материала и наличие зрительных опор, необходимых для усвоения разных структур. А психологические особенности таких детей таковы, что даже в подростковом возрасте наряду с учебной деятельностью значительное место занимает игровая. Поэтому введение в занятие элементов игры или игровая подача материала повышает работоспособность детей и способствует развитию у них познавательных интересов.

Учитывая психофизиологические особенности детей с ОВЗ, придерживаюсь следующих методических принципов:

  1. Обеспечение подвижной деятельности детей.
  2. Частая смена деятельности.
  3. Погружение в языковую среду.
  4. Многократное аудирование вводимых структур.
  5. Преемственность и постоянное повторение материала.
  6. Общее развитие ребенка посредством иностранного языка, раскрытие его творческих способностей.

В результате, желательно бы отметить,  что обучение ребенка с ОВЗ – это непростая и кропотливая деятельность, но проблема преподавания английскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья считается одним из важных и дискуссионных задач в современной педагогической науке.

Имеются соответствующее тенденции коррекционной деятельность:

– первое направление – диагностическая деятельность. Она гарантирует своевременное обнаружение ребенка с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации ППМС сопровождения. Для этого ведётся следующая работа:

  • своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
  • раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
  • комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
  • определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
  • изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся; ·изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка; ·изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
  • системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
  • анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

второе направление – коррекционно-развивающая работа. Она обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Для реализации этой работы необходимо сделать:

  • выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
  • организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых

коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

  • системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
  • коррекцию и развитие высших психических функций;
  • развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
  • социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

третье направление – консультативная работа. Она  обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

Для осуществления этой работы следует выполнить:

  • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;
  • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;
  • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Образование детей, имеющих специфику развития, требует от общества, в первую очередь, выявление и учет потребностей детей и особенностей формирования их познавательной деятельности, представляет важным условием для обучения. Введение адаптивной программы обладает целью не только обнаружение условий и методов результативного обучения детей с особыми образовательными потребностями, но поиск и определение условий их последующей интеграции в систему общественных взаимодействий во взрослой жизни.

Литература

  1. Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Здоровье и развитие современных школьников // Школа здоровья, 1994. т. 1, №1, с. 13- 18.
  2. Артемова Т.А., Ковалева А.В. физиологические и психологические предикторы умственной работоспособности детей шестилетнего возраста // Материалы Первой Российской конференции по экологической психологии. М., 1996, с. 14— 16.
  3. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. М.: Аграф, 1996. 160с.
  4. Гуровец Г.В., Ленок Я.Я. Коррекционно – развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике// Обучение и воспитание детей с нарушениями в развитии. – 2002. — №1. – с.77-83.
  5. Гурьева В. Психогенные расстройства у детей и подростков. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. 208 с.
  6. Дети с временными задержками развития // Под ред. Т.А.Власовой, М.С.Певнзер. М.: Педагогика, 2003. 208с.
  7. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова – Балашов: Николаев, 2002.

[1] Статья 79 часть 4 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).