Особенности психолого-педагогического консультировавния родителей в период адаптации к ДОУ

 

Лилия НУРУЛЛИНА,

педагог-психолог детского сада №199 г. Казани

Современные изменения в сфере дошкольного образования направлены на повышение его качества, что в значительной степени зависит от согласованности усилий детского сада и семьи. Группа является ключевым элементом структуры детского сада, и воспитатель остается организатором деятельности в группе и координатором воспитательного процесса, взаимодействуя непосредственно с детьми и родителями.

Детский сад является первым социальным институтом, первым педагогическим учреждением, где родители начинают осваивать систематические методы воспитания. Не важно, как тщательно проработаны методы воспитания, как высоко квалифицирован педагог, но без постоянной поддержки и активного участия родителей в процессе воспитания невозможно достичь поставленных целей.

В работе педагога в дошкольном учреждении важную роль играет взаимодействие с родителями воспитанников. От умения педагога эффективно взаимодействовать с семьями зависит успешность формирования личности ребенка. Сегодня многие родители стремятся к грамотному и гармоничному воспитанию своих детей и готовы к активному сотрудничеству с педагогами. Однако организация такого сотрудничества является сложной задачей, требующей организационных и психолого-педагогических усилий. Для многих детей детский сад является новым периодом в их жизни, и многие из них могут испытывать трудности в адаптации к новой обстановке и незнакомым людям. Родители также могут испытывать тревогу и беспокойство при виде детских слез, капризов и проблем взаимодействия со сотрудниками детского сада.

В период адаптации в детском саду ребенок переживает изменения в своей привычной жизни, что вызывает эмоциональный стресс. Важно помочь ребенку адаптироваться к новым условиям без болезненных переживаний. Для этого необходимо знать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка, проводить подготовительную работу в семье, а также согласовывать требования к поведению и воздействия на ребенка как дома, так и в детском саду. Это общая задача как для воспитателей, так и для родителей, которые могут совместно помочь ребенку адаптироваться к новым условиям и сделать переход в детский сад более комфортным и безболезненным.

Процесс адаптации является сложным и индивидуальным для каждого ребенка. Он включает в себя приспособление к новой внешней среде и реагирование на ее различные факторы. Важным фактором в успешной адаптации является обеспечение благоприятных бытовых условий, правильного режима питания и сна, а также спокойных взаимоотношений в семье. Для малыша период раннего и младшего возраста является эмоционально насыщенным, и поступление в детский сад становится новым этапом в его жизни и знакомством с социальным институтом.

Изменения, связанные с поступлением ребенка в детский сад, представляют собой серьезный стрессовыйٴ ٴопытٴ дляٴٴнего.ٴٴОнٴ долженٴ ٴприспособитьсяٴ кٴ ٴотсутствиюٴ близкихٴ людей,ٴновомуٴ ٴрежимуٴ дня,ٴ ٴобщениюٴٴсٴ новымиٴ людьмиٴ иٴ ٴизмененнымٴ требованиямٴ ٴвٴ ٴповедении.ٴ ٴВсеٴ ٴэтиٴ измененияٴ происходятٴ ٴодновременно,ٴٴвызываяٴ ٴуٴ ٴребенкаٴ ٴстрессовыеٴ ٴреакции,ٴ ٴкоторыеٴ ٴмогутٴ ٴпроявлятьсяٴ ٴвٴ формеٴ ٴкапризов,ٴ ٴстрахов,ٴ ٴотказаٴ ٴотٴ ٴедыٴ ٴиٴ частыхٴ ٴболезней.ٴ ٴЧтобыٴ помочьٴ ٴдетямٴ ٴуспешноٴ ٴпройтиٴ ٴэтотٴ ٴпериодٴ ٴадаптации,ٴ ٴмыٴ ٴрешилиٴ ٴразработатьٴ ٴспециальныйٴ ٴпроект.

Изучениеٴ семьиٴ будущегоٴٴвоспитанника,ٴ сборٴ анамнеза,ٴ ٴхарактеристикаٴ ٴродителямиٴ ٴсостоянияٴ ٴсвоихٴ ٴдетейٴ ٴвٴ ٴсемьеٴ ٴ(анкетыٴ ٴдляٴ ٴродителей),ٴ ٴопределениеٴ ٴготовностиٴ ٴпоступленияٴ ٴребенкаٴ ٴвٴ ٴдошкольноеٴ ٴучреждение,ٴٴпросветительскаяٴ ٴработаٴ ٴсٴ ٴродителями,ٴпсихологическоеٴ ٴобеспечениеٴ ٴадаптационногоٴ ٴпроцесса,ٴ ٴпрофилактикаٴ ٴиٴ ٴпреодолениеٴ ٴдезадаптацииٴ ٴдетейٴ ٴвٴ ٴДОУ

Выявлениеٴ особенностейٴ ٴразвитияٴ ٴребёнка,ٴٴегоٴ ٴпотенциальныхٴ ٴвозможностей:ٴ ٴоценкаٴ ٴуровняٴ ٴразвитияٴ ٴребенкаٴ ٴиٴ ٴегоٴ ٴреальногоٴ ٴвозрастаٴсоответственноٴ ٴосновнымٴ ٴлиниямٴ ٴпсихическогоٴ ٴразвития;ٴ ٴопределениеٴ ٴособенностейٴ ٴразвитияٴ ٴ(опережение,ٴ ٴзадержка,ٴٴвозрастнаяٴ ٴнорма)ٴ поٴٴважнейшимٴ ٴлиниямٴ ٴразвитияٴ ٴданногоٴ ٴвозраста,ٴ ٴвыраженностьٴ ٴотличийٴ ٴотٴ ٴкалендарногоٴ ٴвозраста;ٴ ٴвыявлениеٴ ٴначальныхٴ проявленийٴ ٴилиٴ ٴпредпосылокٴ ٴнарушенийٴ ٴразвитияٴ ٴнаٴ ٴосновеٴ ٴполученныхٴ ٴдиагностическихٴ ٴданных;ٴ ٴразработкаٴ ٴиндивидуальнойٴ ٴпрограммыٴ ٴпсихолого-педагогическойٴ ٴпомощиٴ ٴребенкуٴ ٴспециалистамиٴ ٴиٴ ٴпедагогамиٴ ٴДОУٴ ٴсовместноٴٴсٴ ٴродителямиٴ ٴребенка.

Созданиеٴ ٴоптимальныхٴ ٴусловийٴ ٴдляٴ ٴсовместнойٴ ٴдеятельностиٴ ٴвсехٴ ٴучастниковٴ ٴобразовательногоٴ ٴпроцесса,ٴ ٴнаправленныхٴ наٴ ٴуспешнуюٴ ٴадаптациюٴ ٴребенкаٴ ٴвٴ ٴдетскомٴ ٴсаду,ٴ ٴсохранениеٴ ٴиٴ ٴукреплениеٴ ٴздоровьяٴ ٴдетейٴ ٴмладшегоٴ ٴвозраста:

ٴ ٴанализٴ ٴконкретногоٴ ٴединичногоٴ ٴслучаяٴ ٴвٴ ٴконтекстеٴ ٴновыхٴ ٴизменившихсяٴ ٴусловийٴ ٴ(типичныхٴ ٴдляٴ ٴДОУ);

ٴ ٴвыявлениеٴ ٴпричинٴ ٴдезадаптацииٴ ٴиٴ ٴнарушенияٴ ٴэмоционально-личностнойٴ ٴсферыٴ ٴребенка;

ٴоценкаٴ ٴпсихоэмоциональногоٴ ٴсостоянияٴ ٴребенкаٴ ٴвٴ ٴначалеٴ ٴпериодаٴ ٴадаптацииٴ ٴиٴ ٴпослеٴ ٴегоٴ ٴокончания.

ٴопределениеٴ ٴуровняٴ ٴразвитияٴ ٴребенкаٴ ٴраннегоٴ ٴвозрастаٴ ٴвٴ ٴсоответствииٴ ٴсٴ ٴосновнымиٴ ٴнормативнымиٴ ٴпоказателямиٴ ٴданногоٴ ٴвозраста;ٴ ٴвыявлениеٴ ٴиٴ ٴпсихолого-педагогическаяٴ ٴквалификацияٴ ٴотклоненийٴ ٴвٴ ٴразвитииٴ ٴребенка;

ٴ ٴанализٴ ٴособенностейٴ ٴсоциальнойٴ ٴситуацииٴ ٴразвитияٴ ٴребенка;

ٴмониторингٴ ٴразвитияٴ ٴребенкаٴ ٴвٴ ٴпроцессеٴ ٴцеленаправленнойٴ ٴпсихолого-педагогическойٴ ٴпомощи;ٴ ٴ

ٴ ٴконсультированиеٴ ٴродителейٴ ٴпоٴ ٴвопросам:ٴ ٴособенностейٴ ٴразвитияٴ ٴребенка,ٴ ٴобеспеченияٴ ٴнеобходимыхٴ ٴусловийٴ ٴразвитияٴ ٴиٴ ٴкомпенсацииٴ ٴимеющихсяٴ ٴотклонений,ٴ ٴреализацииٴ ٴкоррекционно-развивающегоٴ ٴвзаимодействияٴ ٴсٴ ٴребенком,ٴ созданияٴ ٴдомаٴ ٴсоответствующейٴ ٴкоррекционно-развивающейٴ ٴсреды.

 

Этап Содержание Срок Ответственный
1.ٴ Изучениеٴ ٴсемьиٴ ٴбудущегоٴ ٴвоспитанника Изучениеٴ ٴконтингентаٴ ٴдетейٴ ٴближайшегоٴ ٴсоциума

Работаٴ ٴсٴ ٴдетскойٴ ٴполиклиникой

Социальныйٴ ٴскринингٴ ٴсемьиٴ ٴ“Социальныйٴ ٴпаспортٴ ٴвоспитанника”,ٴ ٴ“Анкетаٴ ٴдляٴ ٴродителей”;

Работаٴ ٴ«школыٴ ٴмолодойٴ ٴматери»

 

 

 

 

 

Администраторٴ ٴ(медсестра)

ст.ٴ ٴвоспитатель,ٴ ٴпедагог-психолог

специалистыٴ ٴДОУ

2.ٴ ٴОпределениеٴ ٴготовностиٴ ٴпоступленияٴ ٴребенкаٴ ٴвٴ ٴдошкольноеٴ ٴучреждение Субъективнаяٴ ٴдиагностикаٴ ٴоٴ ٴготовностиٴ ٴребенкаٴ ٴкٴ ٴпоступлениюٴ ٴвٴ ٴдошкольноеٴ ٴучреждениеٴ ٴ(анкетаٴ ٴдляٴ ٴродителей)

“Журналٴ ٴадаптации”ٴ ٴ(ознакомительнаяٴ ٴбеседаٴ ٴдоٴ ٴпоступленияٴ ٴребенкаٴ ٴвٴ ٴДОУ).

  педагог-психолог

 

ٴпедагог-психолог

3.ٴ ٴПросветительскаяٴ ٴработаٴ ٴсٴ ٴродителямиٴ ٴбудущихٴ ٴвоспитанников.ٴ ٴٴ ٴ Круглыйٴ ٴстол

Групповойٴ ٴигровойٴ ٴсеансٴ ٴ(совместноٴ ٴсٴ ٴдетьми)

Первичныеٴ ٴиндивидуальныеٴ ٴигровыеٴ ٴсеансы

Индивидуальныеٴ ٴбеседыٴ ٴсٴ ٴродителямиٴ ٴ(поٴ ٴзапросам)

  заведующаяٴ ٴДОУ

ٴ ٴст.ٴ ٴвоспитатель

ٴпедагог-психолог

педагог-психологٴ ٴспециалистыٴ ٴДОУ

 

Поٴ ٴитогамٴ ٴпроекта,ٴаٴٴтакٴ ٴжеٴ ٴпроведенногоٴ ٴанкетированияٴ ٴродителейٴ ٴобозначаемٴ ٴдляٴ ٴсебяٴ ٴсемьиٴ ٴвоспитанниковٴ ٴсٴ ٴповышеннойٴ ٴтревожностью.ٴ Вٴ ٴдальнейшемٴ ٴэтаٴ ٴинформацияٴ ٴٴпозволяетٴ ٴграмотноٴ ٴпостроитьٴ ٴпрофилактическуюٴ ٴиٴ ٴконсультативнуюٴ ٴработуٴ ٴсٴ ٴродителями.ٴ ٴОсновнаяٴ ٴзадачаٴ ٴздесьٴٴнеٴ ٴпростоٴ ٴпроинформироватьٴ ٴродителейٴ ٴобٴ ٴособенностяхٴ ٴпротеканияٴ ٴпериодаٴ ٴадаптацииٴ ٴٴуٴ ٴребенка,ٴ ٴноٴ ٴиٴ ٴдатьٴ ٴрекомендации,ٴ ٴкакٴ ٴобщатьсяٴ ٴсٴ ٴнимٴ ٴвٴ ٴэтотٴ ٴпериод.

Методы:

– анализٴ ٴтеоретическогоٴ ٴиٴ ٴфактическогоٴ ٴматериалаٴ ٴ(анализٴ ٴлистовٴ ٴадаптации);

– анкетированиеٴ ٴ(родителей);

– наблюдения;

– беседа;

– продуктыٴ ٴсовместнойٴ ٴдеятельностиٴ ٴдетейٴ ٴиٴ ٴродителей.

Работаٴ ٴсٴ ٴродителями

1.ٴٴКонсультированиеٴ –ٴ ٴповышениеٴ ٴпсихолого-педагогическойٴ ٴкомпетенцииٴ ٴродителейٴ ٴвٴ ٴвопросахٴ ٴвоспитания,ٴ ٴобученияٴ ٴиٴ ٴразвитияٴ ٴдетейٴ ٴраннеговозрастаٴ ٴвٴ ٴпериодٴ ٴадаптации.

2.ٴ Подборٴ ٴспециальнойٴ ٴпсихолого-педагогическойٴ ٴлитературыٴ ٴпоٴ ٴвопросуٴ ٴадаптацииٴ ٴдетейٴ ٴкٴ ٴдетскомуٴ ٴсаду.

3.ٴ ٴ«Портфолиоٴ ٴдошкольника»ٴ ٴٴ ٴинтерактивноеٴ ٴсредствоٴ ٴработыٴ ٴсٴ ٴродителями.

4.ٴ Выпускٴ ٴпамяток,ٴ ٴинформационныхٴ ٴлистовٴ ٴобٴ ٴособенностяхٴ ٴданногоٴ ٴвозраста,ٴ ٴрекомендуемыхٴ ٴразвивающихٴ ٴигр.

Работаٴ ٴсٴ ٴдетьми

1.ٴ Знакомствоٴ ٴдетейٴ ٴсٴ ٴдетскимٴ ٴсадом,ٴ ٴдругٴ ٴсٴ ٴдругом.ٴ ٴЕжедневно,ٴ ٴпоследовательноٴ ٴбезٴ ٴназидательстваٴ ٴвводитьٴ ٴправилаٴ ٴповеденияٴ ٴвٴ ٴгруппеٴ ٴиٴ ٴприученияٴ ٴкٴ ٴрежимуٴ ٴдня.

2.ٴ ٴРазвитиеٴ ٴкультурно-гигиеническихٴ ٴнавыков.

3.ٴ ٴСнятиеٴ ٴэмоциональногоٴ ٴнапряженияٴ ٴвٴ ٴтечениеٴ ٴдня,ٴ ٴработаٴ ٴпоٴ ٴпрофилактикеٴ ٴстрессовыхٴ ٴситуацийٴ ٴиٴ ٴтревожности.

4.ٴ ٴРазвитиеٴ ٴэмоциональнойٴ ٴсферы,ٴ ٴкоммуникабельности.

5.ٴ ٴДидактическиеٴ ٴигры,ٴ ٴкоторыеٴ ٴнеٴ ٴтолькоٴ ٴразвивают,ٴ ٴноٴ ٴиٴ ٴпозволяютٴ ٴоценитьٴ ٴкоммуникативныеٴ ٴспособностиٴ ٴиٴ ٴуровниٴ ٴнервно-психическогоٴ ٴразвития.

Ожидаемыеٴ ٴрезультатыٴ ٴреализацииٴ ٴпроекта

Оформлениеٴ ٴкартыٴ ٴразвитияٴ ٴребенкаٴ ٴраннегоٴ ٴвозраста,ٴ ٴконсультированиеٴ ٴпедагогов,ٴ ٴработающихٴ ٴсٴ ٴдетьмиٴ ٴраннегоٴ ٴвозрастаٴ ٴпоٴ ٴвопросам:ٴ ٴраннегоٴ ٴпроявленияٴ ٴнарушенийٴ ٴразвитияٴ ٴуٴ ٴдетейٴ ٴвٴ ٴвозрастеٴ ٴотٴ ٴрожденияٴ ٴдоٴ ٴ3ٴ ٴлет,ٴ ٴпедагогическихٴ ٴметодовٴ ٴвыявленияٴ ٴначальныхٴ ٴнарушенийٴ ٴвٴ ٴразвитииٴ ٴуٴ ٴдетейٴ ٴраннегоٴ ٴвозраста,ٴ ٴсодержания,ٴ ٴметодовٴ ٴиٴ ٴформٴ ٴраннейٴ ٴпсихолого-педагогическойٴ ٴпомощи;ٴ ٴигровогоٴ ٴиٴ ٴкоррекционно-развивающегоٴ ٴоборудования,ٴ ٴиспользуемогоٴ ٴвٴ ٴпроцессеٴ ٴраннейٴ ٴпсихолого-педагогическойٴ ٴпомощи.

Достигаются:

1.ٴ ٴБлагоприятныйٴ ٴадаптационныйٴ ٴпериодٴ ٴдетейٴ ٴраннегоٴ ٴвозраста.

2.ٴ ٴСнижениеٴ ٴзаболеваемостиٴ ٴуٴ ٴдетейٴ ٴвٴ ٴпериодٴ ٴадаптацииٴ ٴкٴ ٴусловиямٴ ٴдетскогоٴ ٴсада.ٴ ٴПривлечениеٴ ٴродителейٴ ٴдетейٴ ٴраннегоٴ ٴдошкольногоٴ ٴвозрастаٴ ٴкٴ ٴосознанномуٴ ٴвоспитаниюٴ ٴсвоихٴ ٴдетей,ٴ ٴсовместноٴ ٴсٴ ٴпедагогическойٴ ٴслужбойٴ ٴДОУ.

3.ٴ ٴПовышениеٴ ٴпсихолого-педагогическойٴ ٴкомпетенцииٴ ٴродителейٴ ٴвٴ ٴвопросахٴ ٴвоспитания,ٴ ٴобученияٴ ٴиٴ ٴразвитияٴ ٴдетейٴ ٴраннегоٴ ٴвозрастаٴ ٴвٴ ٴпериодٴ ٴадаптации.

4.ٴ ٴСтановлениеٴ ٴпартнерских,ٴ ٴдоверительныхٴ ٴотношенийٴ ٴмеждуٴ ٴДОУٴ ٴиٴ ٴсемьямиٴ ٴвоспитанников.

5.ٴ ٴСозданиеٴ ٴоткрытойٴ ٴсистемыٴ ٴвзаимодействияٴ ٴучастниковٴ ٴобразовательногоٴ ٴпроцесса.

В заключении можно отметить, что разработанный проект по теме «Особенности психолого-педагогического консультирования родителей в период адаптации к ДОУ» является актуальным и важным для родителей и педагогов, занимающихся вопросами воспитания и развития детей в детском саду. Период адаптации — это сложный и ответственный этап в жизни ребенка, который может сопровождаться эмоциональным стрессом и необходимостью приспособления к новым условиям. Родители и педагоги должны сотрудничать и совместно работать над тем, чтобы облегчить процесс адаптации ребенка в детском саду. Проект предоставляет информацию о том, как родители могут помочь своему ребенку адаптироваться в детском саду, а также о том, как педагоги могут оказывать им психолого-педагогическую поддержку. В результате применения рекомендаций, представленных в проекте, можно достичь более эффективного и гармоничного процесса адаптации детей к жизни в детском саду.