Особенности преподавания аспекта «Грамматика А–Я» на разных этапах обучения в средней школе

Особенности преподавания аспекта «Грамматика АЯ» на разных этапах обучения в средней школе

Ирина СЕЛИВЕРСТОВА

учитель английского языка

средней  школы № 7

имени Героя Советского Союза В.Х.Хазиева

г.Зеленодольск РТ

  

 

Процесс освоения иностранного языка, в частности, новых грамматических явлений, является сложным, кропотливым, требующим огромных усилий. На данном пути обучающиеся сталкиваются с рядом проблем: узкий перечень примеров использования грамматических и устойчивых выражений в учебных материалах; затруднения при самостоятельном использовании грамматических единиц в речи ввиду различных оттенков. Таким образом, обучающим не всегда удаётся достичь цели уверенного усвоения и свободного устойчивого применения нового материала, основываясь на используемых на практике наиболее распространённых учебных материалов.

Изучение грамматики является важным аспектом обучения английскому языку, поскольку общение не может происходить без грамматики. Общение во время изучения иностранного языка может быть односторонним и многосторонним. При одностороннем общении учитель побуждает к голосовому общению. Что касается многостороннего общения, то оно характеризуется групповым и коллективным обучением. Особенно в многостороннем общении каждый студент может проявить себя, потому что множество задач позволяют студентам  использовать английский языка на практике. Учителя используют методы классического обучения, в которых знание грамматики не только занимает центральное место, но и является реальной целью обучения в школьном образовании.

Следствие простой ориентированности на структурную систему правил, напраавленнную на письменную языковую норму приводит к неспособности учащихся использовать иностранный язык в качестве средства общения даже в повседневной жизни [10, c. 55].

Но организовать речевое общение на уроке не всегда удается, используя традиционные методы преподавания. Сегодня же можно применять интерактивные методы обучения английского языка. Интерактивные методы – это методы при котором ученики учатся взаимодействовать между собой, а интерактивное обучение – обучение построенное на взаимодействии всех учащихся и педагога [2, c. 95].

Классифицировать интерактивные методы достаточно сложно, так как большинство методов взаимосвязаны. Существует несколько причин использования определенных методов, например, цель занятий, опыт обучающих и учителя, их личные предпочтения.

От образовательного процесса интерактивные технологии отличаются своей логикой, которая предполагает формирование нового опыта к применению непосредственно на практике, а не наоборот [4, c.132].

Все интерактивные методы обучения имеют одинаковые задачи:

а) учить самостоятельно искать, анализировать информацию, выбирать правильные решения для конкретной ситуации (например, шаблоны/клише ответов на вопросы);

б) учить работать в команде: уважительно относиться к товарищам, уважать мнение друг друга, терпимо относиться к различным точкам зрения;

в) учить формировать собственное мнение, опираясь на определенные факты [5, c. 54].

Большинство интерактивных методов взаимодействуют друг с другом. Среди методов можно выделить:

– творческие задания;

– работа в малых группах;

– обучающие игры (деловые и ролевые игры, имитации);

– использование общественных ресурсов (экскурсии, приглашение специалиста);

– социальные проекты и другие во внеаудиторных методах обучения (выставки, просмотры фильмов, спектакли, интервью, конкурсы);

– изучение и закрепление нового материала (интерактивный урок, работа с наглядными пособиями, видео и аудиоматериалами, «учимся как учитель», «все учат всех», мозаика, использование вопросов, сократовский диалог);

– тестирование;

– разминки;

– обратная связь;

– дистанционное обучение;

– обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (дебаты, шкала мнений, POPS-формула);

– решение проблем («дерево решений», «мозговой штурм», «разбор кейсов», «лестницы и змеи»);

– тренинги [5, c.98].

Отметим, что парная и групповая формы работы способствуют формированию универсальных учебных действий и имеют неоспоримое преимущество перед фронтальным обучением, поскольку в той или иной мере направлены на работу в группе.

Групповая работа как социальная форма может использоваться во всех учебных ситуациях, будь то подготовка к новой теме, углубить отдельные аспекты темы или повторить пройденный материал. В группе, где атмосфера наиболее благоприятная, обучающиеся могут выражать себя без особого стеснения. Во время групповой работы студенты находятся в относительно безопасном пространстве, где они могут задавать друг другу вопросы, обсуждать темы и внушать друг другу меньше страхов.

Развитие мышления учащихся считается основной целью групповой формы работы. К основным преимуществам такого рода работы также относятся скорость решения проблем, создание благоприятных условий для самоопределения учащихся, развитие организационных навыков и навыков и, прежде всего, формирование рефлексивных навыков.

Взаимодействуя в малых группах, обучающиеся чувствуют себя более комфортно, что приводит к улучшению работоспособности в классе. Те ученики, которые по разным причинам еще не могут публично выступить перед всем классом, имеют все шансы занять активную позицию в небольшой группе. У вас повышенная решимость, что важно на первом этапе обучения.

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что работа в группах – это форма обучения в интерактивной модели. Их методы включают групповое обсуждение, совместное обучение, мозговой штурм и другие. Совместное обучение – это взаимодействие учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи [8, c.33].

Под технологией интерактивного обучения понимается система способов взаимодействия учителя и воспитанника в виде обучающих игр для гарантированного педагогически эффективного общения, в результате чего создаются условия для переживания учащимися ситуаций успеха в обучении и обогащения их мотивационной, умственной, эмоциональной и других сфер [9, c.231].

В настоящее время существует достаточно большое количество интерактивных технологий, в которые входят следующие приемы работ: «Аквариум»; «Броуновское движение»; «Дерево решений», «Карусель»; «Мозговой штурм» и другие [24, c.35]. В нашей работе мы дадим характеристику некоторым из перечисленных приемов, которые показались нам наиболее интересными.

Самой ярко выраженной технологией интерактивного обучения является работа в группе или паре. Существует множество приемов применения групповой работы. Например, прием «Карусель». Этот метод, при котором образуются два кольца: внешнее и внутреннее. Внутреннее кольцо образуют сидящие неподвижно ученики, а во внешнем кольце ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они проговаривают темы за несколько минут и пытаются убедить собеседника в своей правоте.

У ребят при выполнении данного задания формируются такие умения как управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Прекрасно отрабатываются диалоги этикетного характера, темы «знакомство», «национальности», «разговор в общественном месте» и т.д. Ребята увлеченно беседуют, занятие проходит динамично и результативно.

Еще один интересный интерактивный прием «Аквариум». Интерактивный прием «Аквариум» представляет собой шоу, где зрители выступают в роли наблюдателей, экспертов или критиков. Используя этот метод несколько учеников разыгрывают ситуацию, а остальные наблюдают и анализируют. Текст диалогов может быть любым, задача учеников – передать соответствующие черты и особенности, а задача зрителей – определить, кого показали выступающие. Роли может распределять учитель или выбирать сам ученики.

Метод мозгового штурма это метод решения, при котором ученики предлагают максимальное количество решения задач. Затем выбирают самые лучшие решения, которые можно применить на практике [1, c.176].

Использование данного метода на уроке английского языка могут быть следующие:

1.Начинать урок с мозгового штурма в качестве речевой зарядки, задавая ученикам разные вопросы

2.Предложить ученикам расслабиться и настроиться на размышление, и записать те мысли, которые приходят им в голову

При методе «Броуновское движение» ученики двигаются по классу в целях сбора информации по определенной теме, параллельно отрабатывая изученную грамматику. Каждый учащийся получает лист с вопросами, а учитель помогает задавать вопросы и следит, чтобы общение было на английском языке. Этот прием можно использовать в качестве речевого упражнения в начале урока, например, рассмотреть тему: «My Holidays». Цель: собрать информацию о праздниках своих одноклассников, развивать умение вести диалог, готовить учащихся к активному участию в уроке. Учитель предлагает учащимся пообщаться со своими одноклассниками о том, как они провели каникулы. Каждый придумывает вопрос или два, которые они адресуют своим сверстникам. Учащиеся хаотично перемещаются по комнате, задавая свои вопросы всем одноклассникам. Ответ можно записать, а затем представить в виде графика, процента или просто рассказа о том, что они узнали о каникулах каждого из своих одноклассников. Выполняя это задание, у детей развиваются коммуникативно-нормативная учебная деятельность: фиксация информации в виде схем, кратких конспектов, навыки, связанные с передачей полученной информации (ее применение и представление) [3, c.42].

Обучение иностранному языку с использованием интерактивных технологий не может обойтись без использования игр в обучении [9, c.162].

Таким образом можно сказать, что все интерактивные методы развивают коммуникативные навыки, приучают работать в команде, прислушиваются к мнению других учеников. Практика показывает, что использование интерактивных методов на уроке английского языка снимает нервное напряжение у школьников и даёт возможность менять формы деятельности [5, c.72].

 

Список использованной литературы

  • Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа. Методическое пособие. – М.: Айрис–пресс, 2004. – 240с.
  • Гейхман Л.К. Интерактивное обучение общению: подход и модель. – Пермь: Изд-во ПГУ, 2002. – 260 с.
  • Гладилина И.П. Некоторые приемы работы на уроках английского языка в начальной школе. // Иностранные языки в школе. – 2003. – C.41–43.
  • Дандарова И.М., Бордовская Н.В., Н.В. Бродская и др. ; под ред. Н.В. Бордовской // Современные образовательные технологии. – М.: КноРус, 2011. – 432 с.
  • Емелина М.В. Интерактивное обучение в системе методической работы школы – URL: http://festival.1september.ru/articles/313034/ (дата обращения 02.02.2021).
  • Крупченко А.К. Становление профессиональной лингводидактики как теоретико-методологическая проблема в профессиональном образовании : дис д-ра пед. наук. – М., 2007. – 503 с.
  • Кукушкин В.С. Теория и методика обучения. – Д.: Феникс, 2005. – 476 с.
  • Курышева И.В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности. – Изв. Рос. гос. пед. ун–та им. А. И. Герцена. – 2009.

– № 112. – С. 160–164.

  • Лукьянчикова Н.В. Обучение иностранному языку на начальном этапе обучения. /«Начальная школа»// – №138, 2001. – 59 с.
  • Стуруа М.В. Методика обучения практической грамматике языка слушателей факультетов технических вузов: дис…канд. педаг. – М., 2004 – 218 с.