Особенности осуществления метода проектов в начальной школе

Хамида ФАТЫХОВА,

учитель начальных классов гимназии №102 г. Казани

Умение учиться для современного человека является необходимым качеством личности и подчеркивается во всех документах, касающихся реформирования системы образования. Федеральный государственный образовательный стандарт требует использования в образовательном процессе структурно-деятельностного подхода. А методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Метод проектов сегодня становится базовой технологией реализации образовательных стандартов нового поколения. Поэтому каждый современный учитель в обязательном порядке должен овладеть этим педагогическим инструментом. Проектная деятельность – движущая сила развития и воспитания младших школьников, воспитания у них нравственной, трудовой, интеллектуальной, информационной, художественной, эстетической культуры.

Метод проектов эффективен в реализации воспитательных и образовательных задач, так как позволяет организовать гуманистическую воспитательную систему, перестраивая управление школьной жизнью, отношения между всеми участниками на основе творчества и самостоятельных исследований. Метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. Тем самым, подготавливая детей младшего школьного возраста к поиску и добыванию необходимой информации, разрешению поставленных задач, поиску решений проблемы.

Дети младшего школьного возраста уже по природе своей исследователи. Они с большим интересом, как утверждает З.В. Бродовская, участвуют в различной исследовательской деятельности. Их влечет жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину. При осуществлении проекта ценны не только его результаты, но и сам процесс, который позволяет учащимся почувствовать себя творческими личностями, а учителю и учащимся — лучше понять друг друга.

Включение одаренных школьников в проектную деятельность учит их  размышлять, прогнозировать, формирует самооценку. Проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осуществления учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками, со взрослыми. Задача учителя – проследить, чтобы каждый проект был доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат.

Основная цель проектного обучения, согласно проведенному исследованию, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества: это и четко разработанные методы и программы с учетом возрастных особенностей младшего школьника и его интересами, и созданные условия для реализации детского творчества, и творческий потенциал учителей.

Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Исследовательская и проектная деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя — помочь детям в этом.

Таким образом, использование метода учебных проектов в педагогической работе определяется необходимостью формирования личности XXI века, личности новой эпохи, когда определяющими факторами развития общества будут интеллект человека и информация.

Список использованных источников

  1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2019.
  2. Землянская Е.Н. Проекты младших школьников. // Начальная школа. – 2018.