Особенности организации процесса обучения для детей с ОВЗ
Светлана ГАНИЯТОВА,
учитель начальных классов средней школы №15 г. Нижнекамска
Статистика показывает, что с каждым годом увеличивается количество младших школьников, которые с трудом усваивают учебные предметы. Это вызывает беспокойство учителей. Для того чтобы ученики могли успешно усваивать школьные знания, необходимо, чтобы они приходили в первый класс cо сформированными ведущими мыслительными операциями. Если у ребёнка не сформированы такие операции, то у него возникают трудности в обучении. Сегодня таких детей относят к группе риска и они в каждом классе есть. Исходя из психолого-педагогических исследований, проведенных в течение ряда лет, у этих детей наблюдаются неустойчивость внимания, недостаточность развития фонематического слуха, зрительного и тактильного восприятия, моторной и сенсорной стороны речи, долговременной и кратковременной памяти, зрительно-моторной координации, автоматизации движений и действий. Это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Такие дети с ОВЗ включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Основная задача школы – создать условия для развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Для успешной организации инклюзивного обучения самыми главными условиями являются установление тесного сотрудничества между ребёнком, педагогом, родителями, специалистами сопровождения, установка положительного психологического климата в классе. У педагога возникает основная трудность при работе с такими детьми — сложно перестроить своё сознание и научиться формировать отношения с ребёнком по правилам: все учащиеся равны в школьном сообществе, у всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей.
В современных условиях появилась необходимость при обучении детей с ОВЗ применять особые коррекционные педагогические воздействия, сочетающиеся с лечебно-оздоровительными мероприятиями. При этом нужно осуществлять индивидуальный подход с учётом характерных для каждого ребёнка трудностей. Учебный материал должен даваться небольшими порциями; его усложнение следует осуществлять постепенно. Важно приучать ребёнка пользоваться ранее изученными знаниями. Дети с задержкой психического развития быстрее утомляются. В связи с этим их необходимо переключать с одного вида деятельности на другой. Надо разнообразить виды занятий. Очень важно, чтобы предлагаемая деятельность осуществлялась с интересом и эмоциональным подъёмом. Этому способствует использование на уроках красочного дидактического материала и игровых моментов. Очень важно говорить с ребёнком мягким, доброжелательным тоном и поощрять его за малейшие успехи. Таким должен быть общий педагогический подход к детям с ОВЗ.
В своей работе я использую методы и формы работы с детьми с ОВЗ, которые дают положительный результат: смена видов деятельности каждые 15 минут с целью предупреждения утомления; рассказы по рисунку, опорным словам, схемам; снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам; осуществление индивидуального подхода на всех уроках; включение в урок коллективных, групповых видов деятельности, основанных на взаимопомощи; постоянная поддержка успехов ребёнка с помощью похвалы. Для активизации познавательной деятельности детей с ОВЗ на уроках использую разные методы и приёмы обучения:
– игровые приемы и ситуации;
– дифференцированные индивидуальные задания : слоговые таблицы, индивидуальные карточки «Раскрась цифру», «Раскрась букву», «Допиши букву», «Закрась части мозаики», «Найди картинку со звуком в начале слова», «Составляем слова», «Деление на слоги», «Число, цифра», математические раскраски.
– использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание или оценивают его правильность. Эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка и пробелы в знаниях;
– задания на развитие психических процессов: задания с палочками, игры «Четвёртый лишний», «Поиск аналогов», «Продолжи логический ряд», «Дорисуй и раскрась обеими руками»;
– задания на развитие мелкой моторики: штриховка, лепка, раскрашивание, конструирование из геометрических фигур;
– здоровьесберегающие технологии: пальчиковая и дыхательная гимнастики, физминутки и динамические паузы.
Для детей с различными видами нарушения здоровья особенно важно добиваться объективного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая при этом повышенной нервозности и тревожности, поэтому фиксировать достижения детей с ОВЗ необходимо ежедневно, делая акцент на малейших положительных изменениях. Особая роль в обучении детей с ОВЗ принадлежит повторению учебного материала. Очень важно повторение включать при объяснении нового материала и добиваться осмысления связи между новым и пройденным материалом.
Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим.