Особенности дистанционного обучения: опыт и проблемы

№ 154 

(Заседание педагогического совета)

Милавша НАЗМУТДИНОВА,

заместитель директора по национальным вопросам гимназии №10 г. Зеленодольска

Цель педсовета:

систематизировать представление о дистанционном обучении и моделях его организации;

проанализировать реальную ситуацию, выявить имеющийся опыт и проблемы в организации дистанционного обучения;

– выработать общие правила для работы.

Дистанционное обучение – новая для нас форма обучения, именно новая форма, а не модификация заочной формы. Это самостоятельная система обучения, а не технология. Ведь за каждым термином стоят вполне определенные понятия, которые, в свою очередь, оказывают влияние на стратегию реализации, принятие решений. Если это новая, самостоятельная система обучения, компонент системы непрерывного образования, то и относиться к ней необходимо соответственно, изучать ее специфические особенности для эффективной организации в разных типах учебных заведений. Если это система, то надо понимать, что она сама состоит из двух подсистем: системы проектирования (теоретической модели) и учебного процесса (реализации модели).

Этап проектирования, в процессе которого создается подсистема обучения, требует тщательного и всестороннего изучения, исследования. Он связан с разработкой концепции обучения, целей, содержания, методов, организационных форм, средств обучения, т.е. учебно-материального обеспечения учебного процесса. Система учебного процесса связана с деятельностью преподавателя и учащихся, реализующих в своей практике разработанную на этапе проектирования модель.

Формы дистанционного обучения: 

– классическое дистанционное обучение (асинхронное- в разное время, оффлайн – вне сети);

– онлайн-обучение (синхронное – одновременно, онлайн – непосредственное общение в сети в режиме реального времени);

– смешанное.

В России дистанционное обучение находится в стадии становления. Использование технологий дистанционного обучения по отношению к традиционной форме имеет ряд преимуществ из которых можно выделить следующие:

1. Территориальная  распределенность (жители самых отдаленных «уголков» страны могут пройти обучение дистанционно), что крайне затруднительно при традиционных формах обучения.

2. Время обучения (нет необходимости подстраиваться под график учебного процесса образовательного учреждения). Обучение можно осуществлять в любое удобное для слушателя время.

3. Экономия времени, средств на обучение и на транспорт, стоимость (при данном методе обучения, она значительно ниже).

4. Доступность и открытость обучения , обучение могут проходить люди с ограниченными возможностями.

Существуют еще много плюсов дистанционного обучения, но имеются и безусловные минусы, главным из которых является «верификация» (проверка самостоятельности прохождения учебного плана), нет никакой гарантии, что учащиеся самостоятельно выполняют все задания дистанционного обучения. Так же, не все дети могут проводить обучение самостоятельно, без помощи взрослых. За период дистанционного обучения выявились следующие проблемы:

– отсутствие прямого очного общения;

– необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет, низкая скорость интернет-трафика;

– проблема подтверждения самостоятельного выполнения домашних заданий;

– цифровая интоксикация;

– отсутствует постоянный контроль над обучающимися, необходима самодисциплина;

– нарушение здоровьесберегающей основы образования.

Выявленные проблемы требуют решения.

 

Проблема создания учебно-материального обеспечения дистанционного обучения

Для того, чтобы дистанционная форма обучения в любых типах образовательных учреждений могла успешно развиваться, необходимы значительные усилия не только программистов, специалистов в области компьютерных коммуникаций, интернет-технологий, но и специалистов в предметных областях, методистов, хорошо знакомых со спецификой интернет и коммуникационных технологий, знакомых с современными тенденциями в системе образования, современными концепциями, теориями, педагогическими технологиями, психологическими особенностями взаимодействия в сети. Учебный процесс в дистанционной форме более трудоемкий и многоаспектный, чем в очной форме.

Я коснулась только проблем, связанных, в основном, с педагогической стороной дистанционной формы обучения. Конечно, существуют и другие проблемы, связанные, например, с необходимостью систематического обновления аппаратного парка, программного обеспечения, соответственно постоянного повышения уровня владения пользовательскими навыками преподавателями и много других проблем.

Прогресс всегда дается через преодоление трудностей. Главное самим не создавать дополнительные проблемы, а стараться грамотно и своевременно решать те из них, которые связаны с дальнейшим развитием образования в стране, именно образование, квалификация – основные ценности для человека в век информационных технологий.

Функции учителя в связи с дистанционным обучением:

учитель-экспе́рт (от лат. expertus – опытный) – специалист, обладающий глубокими специальными знаниями, способный высказать квалифицированное  заключение или суждение по вопросу;

учитель-навигатор в мире информации, способный помочь в выборе наиболее достоверного источника, вычленить из бушующего потока информации самые ценные сведения и превратить их в личностные знания ученика;

учительмодератор учебной деятельности. Выбрать форму работы, помочь найти партнеров по проекту, поддерживать связь между учениками, родителями, а может быть и экспертами, если того потребует учебный процесс;

учитель-фасилита́тор (англ. facilitator, от лат. facilis «лёгкий, удобный») —это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию;

– учитель-коуч, применяя инструменты коучинга, сопровождает своих учащихся на пути становления самостоятельных, коммуникабельных, желающих учиться и развиваться, целеустремленных, самодостаточных личностей. Коучинг –профессиональная помощь, тренировка.

Невозможно за один день или неделю научиться делать то, чему люди учатся годами. Невозможно в один миг стать экспертом дистанционного обучения. Мы, учителя, не можем контролировать то, что делают дети дома. Мотивированные дети прекрасно обучаются по школьной программе, потому что материалов в интернете огромное количество. Но учитель может дать ответы на вопросы, направить на источник информации при дистанционном обучении и помочь в достижении цели. Учится всегда ученик.

Несколько советов при ДО:

– даже в самой непростой ситуации сделайте себе часы тишины, когда вы не читаете сообщения и не отвечаете на них, как бы вам этого ни хотелось;

– блокируйте тех, кто названивает вам по телефону в вечернее и ночное время;

– дайте время учащимся самостоятельно решить проблему,  с которой они столкнулись, пусть сначала прочитают и попытаются сделать то, что написано.  Родители и дети сами могут найти решение большинства вопросов и  без учителя: они могут поискать в интернете, спросить друг у друга, по техническим вопросам вызвать мастера (они тоже работают удаленно). Они научатся и будут гордиться тем, что справились самостоятельно и будут учиться и заниматься сами;

– наша задача как педагога – учить детей в рамках уроков, а не отвечать на все вопросы.

Учитель – представитель разума. Учитель должен демонстрировать разумно отношение к карантину и самоизоляции, объяснить, почему необходимо находиться дома, и каковы последствия распространения вируса , основы правильного отношения к сложившейся ситуации и меры профилактики от коронавируса.

В заключение хочу сказать:

1. Принять к сведению информацию о моделях организации дистанционного обучения.

2. Изучить опыт коллег по организации дистанционного обучения.

3. Обеспечивать тесный контакт и мотивацию учащихся и родителей.

4. Поддерживать позитивный настрой и учебную мотивацию обучающихся.

5. Продолжить освоение платформ и инструментов для дистанционного обучения.

6. Внедрить формат онлайн-уроков.