Осеннее королевство

№ 142

(Тематическое занятие для подготовительной группы)

Фарида ХАКИМОВА,

музыкальный руководитель детского сада №4 «Светлячок» г. Азнакаево

Цель. Углубить представление детей о жанрах музыки, развивать творческие способности детей, исполнительские навыки.

Задачи:

– развивать творческое воображение, желание и способность высказываться о музыке;

– развивать музыкально-ритмические навыки детей;

– учить различать жанры музыки;

– учить передавать движение в графическом изображении;

– учить передавать эмоциональное состояние с помощью интонации и жеста;

– формировать коммуникативные способности и навыки импровизации;

– закреплять исполнительские и выразительные навыки в танце.

Оборудование: музыкальный центр с аудиозаписями, магнитная доска и рисунки – изображение Королевы Музыки, Принцессы Песни, Гномов – Марш и Танец, «Три цветка – три настроения», осенние листочки, листы белой бумаги, фломастеры, колокольчики, шуршащая бумага, мячик, часы.

Ход занятия

(Дети входят в зал, их встречает музыкальный руководитель. Приветствие.)

Музыкальный руководитель (поет). Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте, ребята!

Дети. Здравствуйте!

Музыкальный руководитель. Наши дети ровно встали. руки, «здравствуйте», сказали! (Дети хлопают.)

Музыкальный руководитель. Дети, руки опустили, а ножки «здравствуйте» повторили! (Дети топают.)

Музыкальный руководитель. Дети, посмотрите, какие у меня красивые часы. Они не простые, а волшебные и могут перенести нас в любую сказочную страну, например, в Музыкальное королевство. Вы хотите побывать в этой чудесной стране? (Ответ детей.)

Музыкальный руководитель. Но чтобы туда попасть, нам нужно завести часы. Вы согласны? Что ж, идем заводить часы.

(Музыкально-ритмический комплекс «Часы» Е.Железновой.

Дети садятся на стульчики. Звучит бой часов. На магнитной доске выставляется изображение Королевы Музыки.)

Музыкальный руководитель. Дети, мы с вами очутились в Музыкальном королевстве, а правит им Королева Музыка.

(Ребенок, в роли Королевы, исполняет песню И.Пономаревой «Песня музыки».)

Музыкальный руководитель. Ребята, а вы любите музыку?

Дети.

Мы дружим с музыкой давно –

То в вальсе кружимся легко, то польку озорную без устали танцуем.

Едва заслышав четкий марш, шагает детский садик наш.

Еще откроем вам секрет – без песни настроенья нет!

Музыкальный руководитель. Вы мне рассказали о трех основных жанрах музыки, каких?

Дети. Марш, танец, песня.

(На доске выставляется изображение принцессы Песни.)

Музыкальный руководитель. У королевы Музыки есть дочь, принцесса Песня. Она очень любит петь, но осенней порой, отчего-то грустит. (Звучит фрагмент «Осенняя песнь» П.И.Чайковского.)

Музыкальный руководитель. Как вы думаете, дети, почему принцесса Песня грустит? (Ответы детей.)

Дети. Осенью увядает природа, с нами прощаются птицы, погода пасмурная, дождливая.

Музыкальный руководитель. А как вы думаете, песни могут быть без слов?

Дети. Могут, когда мелодия без слов может рассказать нам о настроении песни.

Музыкальный руководитель. Как называется прослушанное произведение?

Дети. «Осенняя песнь» композитора П.И.Чайковского.

Музыкальный руководитель. Мы с вами тоже знаем песни про это удивительное время года. Давайте споем «Осеннюю песенку».

Но, чтобы лучше передать настроение песни, я предлагаю вам добавить в ваше исполнение шумовые эффекты.

Посмотрите, на столе лежат колокольчики, оберточная бумага, а пение птичек можно изобразить самим.

(Исполняется «Осенняя песенка» З.Роота. На музыкальный проигрыш дети играют на шумовых инструментах, соответственно содержанию текста песни.)

Музыкальный руководитель. Мальчики, а давайте попросим девочек исполнить танец «Художница Осень», а вы возьмите листы бумаги и передайте движение мелодии танца в графическом изображении: с помощью фломастера в ритме музыки водите по листу бумаги, не отрывая его.

(На доске выставляется изображение «Три цветка – три настроения».)

Музыкальный руководитель. А сейчас я предлагаю вам с помощью жеста и интонации рассказать нам о том, что наступила осень.

1. Радостно. – Ура! Наступила осень!

2. Грустно. – Осень, это так грустно…

3. Мечтательно. (На доске выставляются изображение  гномов Марша и Танца.)

Музыкальный руководитель. Королеву Музыки беспрестанно охраняли Гномы –  Марш и Танец.

Гном Марш был всегда подтянутый, шагал четко, ритмично, в такт музыке. А Гном Танец очень любил танцевать. Его танцы были разные, но движения всегда соответствовали характеру музыки.

Ребятки, а какие танцы знаете вы?

Дети. Полька, вальс, народные танцы.

Музыкальный руководитель. Все эти танцы отличаются характерными движениями. И я сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Веселый мячик».

На первую часть музыки мы будем передавать мяч из рук в руки. У кого он окажется, после ее окончания,  должен будет изобразить в движении характер звучащей музыки.

Дети (проговаривают слова). Ты катись веселый мячик быстро, быстро по рукам. У кого остался мячик, тот станцует нам сейчас.

(Дети в движении изображают характерные движения марша, польки, вальса, русского народного танца. Потом они садятся.)

Музыкальный руководитель. Дети, наше занятие подошло к концу. Сегодня мы с вами в очередной раз побывали в удивительной стране Музыки. Вы все были замечательными певцами, танцорами, музыкантами. Думаю, что Королева Музыка осталась довольна встречей с вами. А на прощание я предлагаю спеть вашу любимую песню «Неприятность эту мы переживем». А солистами сегодня будут Иринка и Аглая.

(Музыкальный руководитель дарит детям памятные медальки «За успехи в творчестве».)