Осень к нам пришла

№ 208

(Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе)

Регина ХАЗИЕВА,

воспитатель детского сада №4 «Светлячок» г. Азнакаево

Цель: обогащать и активизировать словарный запас посредством участия

в словесно-речевых играх

Задачи:

образовательные:

– совершенствовать навыки коммуникативного общения, словообразования;

– формировать умения обобщать, классифицировать;

– закреплять умение соотносить счет и количество;

– учить детей внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы;

развивающие:

– развивать диалогическую связную речь, образное представление;

– расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх;

– развивать активность, самостоятельность, уверенность в своих силах;

– расширять и обогащать словарный запас детей по теме;

воспитательные:

воспитывать заинтересованное отношение к окружающей среде;

– воспитывать умение работать в группе сверстников, слушать и слышать собеседника.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное, художественное, физическое развитие.

Ход занятия

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Исәнмесез!

Дети. Здравствуйте! Исәнмесез! Как ваши дела? Хәлләрегез ничек?

Воспитатель. Хорошо. Спасибо. Әйбәт. Рәхмәт!

Сегодня на улице пасмурно и сыро, прохладно. А в нашей группе светло и хорошо. Знаете, прочему? Светло от наших улыбок, потому что наша улыбка – это маленькое солнышко от которой становиться тепло и хорошо. Давайте с улыбкой поприветствуем друг друга. Встали в круг. Собрались все дети в круг. Я – твой друг и ты – мой друг. Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. Молодцы! Присаживайтесь на стульчик.

Послушайте загадку и попробуйте отгадать. О каком времени года идет речь?

В лесу шуршат листья. И казалось, что будто кто-то ходит под клёнами и берёзами и там, где пройдёт листья краснеют и золотятся теперь не узнать родного леса, родной полянки, родного озера цветы увяли и засохли трава потемнела. Все заняты, все готовятся к приходу зимы. Птицы снимались с мест и стаями улетали в теплые края. Скажите, пожалуйста, о каком времени года идет речь в этом рассказе?

Дети. В этом рассказе говорится про осень.

Воспитатель. Правильно. Скажите, пожалуйста, а откуда вы узнали, как вы догадались?

Дети. Потому что осенью птицы улетают в тёплые края.

Воспитатель. Совершенно верно. (Предложить ответить другому ребёнку.)

Ребёнок. Осенью листья шуршат.

Дети (читают стих про осень).

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят.

И летят, летят, летят.

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетают журавли.

(Евгения Трутнева)

(На экране появляется осень.)

Воспитатель. Посмотрите, какая красивая осень! Давайте попробуем назвать эту картину.

Дети. Золотая осень. Красивая осень. Сказочная осень. Волшебная осень.

Воспитатель. Действительно, осень – очень красивое время года. И эту картину можно назвать золотая, волшебно- сказочная красивая осень.

Давайте мы с вами ещё вспомним признаки осени и так … (На экране выходят картинки: желтые листья, птицы улетают, девочка с зонтом идет дождь, как дует ветер, два зайца серый и белый, осенняя одежда куртка шапка перчатки шарф и т.д,)

Дети. Осенью листья пожелтели. Осенью листья опадают. Осенью листья краснеют. Осенью птицы улетают в теплые края. Осенью идут дожди. Осенью дует ветер. Осенью зайчик меняет шубку. Осенью медведь готовиться к зимней спячке. Осенью некоторые животные делают запасы. Люди одевают теплую одежду. Осенью собирают урожай.

Воспитатель. Молодцы! Правильно. Сегодня, когда я шла в сад, ко мне прикатился волшебный мячик. Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать. Кому я брошу мяч тот должен ответить на мой вопрос. И так встали в круг.

Воспитатель. Медведь осенью что делает?

Дети. Медведь осенью готовится к спячке.

Воспитатель. Птицы осенью что делают?

Дети. Осень птицы улетают в тёплые края.

Воспитатель. Люди осенью что делают?

Дети. Осенью люди убирают урожай.

Воспитатель. Зайчик осенью что делает?

Дети. Осенью зайчик меняет шубку.

Воспитатель. Белка осенью что делает?

Дети. Осенью белка меняет свою шубку.

Воспитатель. Ветер что делает осенью?

Дети. Осенью ветер дует.

Воспитатель. Осенью дождь что делает?

Дети. Осенью дождь идёт.

Воспитатель. Осенью люди что делают в саду?

Дети. Осенью люди собирают урожай.

Воспитатель. Вот мы сказали, что осенью люди работают, а где они работают? В саду, ещё где? В огороде! Что они там делают?

Дети. Осенью люди собирают урожай.

Воспитатель. Ребята, в нашем огороде тоже созрел урожай. Нам нужно собрать их. Но без вашей помощи я не справлюсь.

Посмотрите здесь 4 корзинки, они не простые, а у каждой корзинки есть свой номер. Посмотрите. Под каким номером первая корзинка № 1? Под каким номером вторая корзинка № 2? Под каким номером третья корзинка № 3? Под каким номером четвертая корзинка № 4?

Теперь … (имя ребёнка) положи в корзинку №3 5 луковиц.

… (имя ребёнка) положи в корзинку №1 6 клубней картофеля.

… (имя ребёнка) положи в корзинку №2 4 моркови.

… (имя ребёнка) положи в корзинку №4 7 луковиц.

… (имя ребёнка) положи в корзинку №1 3 луковиц.

… (имя ребёнка) положи в корзинку №2 8 клубней картофеля.

…(имя ребёнка) положи в корзинку №3 2 огурца.

… (имя ребёнка) положи в корзинку №4 4 помидора.

Воспитатель. Молодцы! Мы сегодня с вами что делали?

Дети. Собрали овощи.

Физминутка. Игра «Одень друга».

(Четыре стула. На каждом – шапка, варежки, шарф, панамка, шорты, косынка,)

Воспитатель. Делимся на четыре команды по два человека. По команде каждая пара подходит к своему стулу и одевает друга. Задача: одеть одежду только тёплую и оставить летнюю на стульчике.

В конце игры вы должны объяснить свой выбор.

Воспитатель. Ребятки, мы ещё с вами говорили, что осенью птицы улетают куда?

Дети. Осенью птицы улетают в теплые края.

Воспитатель. Послушайте загадку.

Кто красуется на ветке в желтой праздничной жилетке? Это маленькая птичка, а зовут её …

Дети. Синичка.

Воспитатель. Правильно, молодцы! Давайте вспомним как выглядит синичка? Как она передвигается? Чем питается? Где зимует? (Ответы детей.) Птичка синичка – очень красивая птичка, кажется, что она нарядилась в жёлтую рубашку с чёрным галстуком, в зелёный плащик, а голову украсила чёрной шапочкой.

Воспитатель. Мы с вами сегодня будем делать синичку. Садитесь на свои рабочие места. Посмотрите: у вас на столе лежат заготовленные рисунки «Синичек». Кто скажет, чего не хватает на рисунке «Синички»?

Дети. Грудка белая, а должна быть жёлтой.

Воспитатель. Правильно. Мы с вами грудку синички разукрасим в жёлтый цвет, но не красками! Слушайте внимательно!

Берём клей, наносим на грудку «синички» тонким слоем аккуратно. Берём мелко нарезанные нитки и накладываем тонким слоем на клей (грудка «синички»). (Музыка. В процессе работы детей играет тихая музыка – пение «синички».)

Воспитатель. Молодцы, ребята. Все с заданием справились. (Стук в окно.) Ой, что это, кто стучит в окно? (Открывает окно и достаёт гостинцы детям.) Посмотрите, ребята, это «синички» вам прислали гостинцы за наш труд.

Заключительная часть

Что вам больше всего понравилось?

– Какое из заданий вам показалось самым интересным? Почему?

– Вы все сегодня очень старались, были активными, внимательными, дружными.