Организация внимания при чтении на основе системно-деятельностного подхода обучающихся в условиях ФГОС ООО

№ 115

Вероника РОМАНОВА,

педагог-психолог Центра диагностики и консультирования Нижнекамского района

Всем известно, что чтение это сложный процесс декодирования, направленный на понимание текста. При чтении в первую очередь важна направленность осознания, т.е. внимание. Этот процесс обусловлен доминантой в коре мозга. Если же внимание отвлеченно, то происходит перемещение доминанты. Образование доминанты возможно при условии торможения всех остальных участков коры головного мозга. Внимание вызывается активной деятельностью и поддерживается умственным трудом. А разные формы мыслительной активности формируют внимательность. Внимательность проявляется в умении длительно сосредотачиваться на объекте деятельности.

Различают четыре вида внимания в зависимости от того, что является причиной возникновения:

1)  непроизвольное (первичное) – привлекается ярким, неожиданным, сильным раздражителем,

2)  вторичное непроизвольное – привлекается предметами и явлениями, которые удовлетворяют интересу,

3)  произвольное – направляется волевым усилием, осознанием необходимости быть внимательным,

4)  послепроизвольное внимание – сосредоточение на объекте по причине его ценности для личности.

Прежде чем перейти непосредственно к организации внимания при чтении хочется раскрыть и причины нарушения внимания:

  1. Переутомление. Неполноценный сон, поздний отход ко сну, перегружен впечатлениями (компьютерные и сетевые  игры, гаджеты, социальные сети, просмотр фильмов, сильные сенсорные раздражители).
  2. Нарушение правильного дыхания. Заболевания и травмы, затрудняющие правильное дыхание, а так же органические поражения ЦНС и резидаульные энцефалопатии.
  3. Недостаточная умственная активность. Длительное объяснение учителя или пассивное слушание.
  4. Результат неправильного воспитания. Избыточное поверхностное информирование о предметах и явлениях окружающего мира.
  5. Негибкое внимание, отсутствие переключаемости (ригидность). Инертные, со слабым типом НС, флегматичные и меланхоличные по темпераменту.

Поэтому важно соблюдать условия организации учебной деятельности:

  1. Хороший темп. Отсутствие «пустого» времени. Подготовленность учителя.
  2. Четкость, доступность, краткость пояснений, инструкций, задач.
  3. Опора на активную мыслительную деятельность. Подбор разноуровневых заданий.
  4. Бережное отношение к вниманию. Спокойная и деловая обстановка, удовлетворяющая гигиеническим требованиям.
  5. Разнообразие видов и форм работы.
  6. Включение в учебную работу всех учеников.

При чтении проявляются такие свойства внимания, как объем, распределение, переключение, концентрация, устойчивость.

Читатель воспринимает определенное количество текста «порционно» соотнося воспринятое с тем, что уже знает, постоянно переключая при этом внимание с одного кусочка содержания на другой.

Концентрация и устойчивость внимания при чтении проявляются в выборе наиболее значимой для читателя части текста и сосредоточенности на ней в течение достаточного длительного времени.

Тренировать внимание и воспитывать внимательность в процесс чтения можно различными способами. Один из способов – это ролевое чтение, когда читатель придумывает роль и действует в соответствии с ней: это может быть один из героев произведения, а может быть аналитик, судья, художник, критик, учитель и др. Например, выбрав роль критика, ученик в рамках этой роли начинает специально анализировать текст с точки зрения выбора информации по определенным критериям (истинно – ложно, доказательно — бездоказательно).

Хорошим помощником в организации внимания обучающихся в процессе чтения, и в развитии смыслового прогнозирования являются слова-ориентиры. Это такие вводные слова и словосочетания, которые автор применяет для привлечения внимания читателя. Как правило, подобные слова-гиды стоят в начале абзацев, предложений. Их можно разбить на целый ряд групп, например:

  1. Прямое развитие мысли, уже высказанное ранее.

Подсказывают, что начатая мысль развивается дальше, что к сказанному добавляется новый материал, даются уточнения: и, ещё, также, более того, таким же образом, к тому же следует добавить.

  1. Изменение хода мысли, противопоставление фактов, точек зрения.

Подобные указатели обращают внимание на новое, иногда противоположное направление мыслей: но, хотя, иначе, однако, несмотря на, тем не менее.

  1. Подготовка к разбору нового вопроса, переход к другой мысли, сопоставление фактов.

При этом обычно высказывается еще одна новая мысль, которую нельзя оставить без внимания: ещё говорят, разберем ещё вопрос, может быть и так, бывают другие взгляды.

  1. Выделение особо важного, существенного.

Обращается внимание на выводы: поэтому, таким образом, тем более, стало быть, следовательно, в сущности.

  1. Подготовка итогов и выводов.

Самое важное и главное место в тексте, где излагается суть вопроса: в результате, в итоге, наконец, итак, завершая, подводя итоги, выводы.

Так же еще один из способов организации внимания при чтении является заданный анализ содержания текста:

  1. Концепт. Графический анализ – выделение понятийного пласта текста, частично совпадает с выявлением основных мыслей в методике анализа текста по структуре суждений. Высокий уровень смыслового отражения текста.
  2. Фактографический анализ. Выявление содержащихся в тексте фактов по разным признакам (временным, географическим, именным, цитатным и др.)
  3. Тезаурусный анализ. Словарь текста, значимые термины.
  4. Поаспектный  анализ.

Предложенные способы организации внимания при чтении основаны на классиках психологии и педагогики Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, П.Я. Гальперина, А.Г. Асмолова и реализуют системно-деятельностный подход обучения в условиях ФГОС ООО.