Организация внеурочной деятельности по обществознанию в сельской школе

 

Эльвира ЗАРИПОВА,

учитель обществознания Рождественской средней школы Лаишевского района  

 

Развитие личности ребенка остается базовым приоритетным направлением не только в урочной, но и во внеурочной деятельности. Удаленность сельской школы от городской социально-культурной  инфраструктуры  не должна отражаться на школьниках. Поэтому задача организации внеурочной деятельности именно в сельских условиях становится многократно важной. Содержание внеурочной деятельности должно формироваться с учетом интересов, мнений как обучающихся, так и их родителей. Данная образовательная деятельность, ее формы отличаются от классно-урочной, и направлены на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.  Интересными формами организации такой деятельности в нашей школе являются тематические экскурсии, мастер-классы, «перемены на свежем воздухе-тренинги», общественно- полезные практики.

Внеурочная деятельность по обществознанию, на мой взгляд, должна быть направлена на активное, личностное участие самого школьника. Безусловно, наиболее востребованными для школьников формами внеурочной деятельности являются проекты и мастер-классы, занятия в рамках музейной педагогики. Так, к примеру, изучая содержательные блоки-модули « Экономика», «Право» ученик 9 класса Семен на примере своего кролиководческого хозяйства показывает технологии выращивания молодняка, основу составления бизнес-плана, способы учета, анализа доходов  и расходов. Интересными, насыщенными по содержанию стали для ребят нашей школы совместные   проекты с ООО «Рулонные газоны». На примере организации своего хозяйства, специалисты и обучающиеся 10 класса создали бизнес-проект по производству рулонных газонов, спроектировали модель рентабельности.

В рамках музейного дела, обучающиеся 9 – 11 классов создали проекты «Мое генеалогическое древо», «Татарстан – мой край родной!», «Дорогие наши ветераны!», « Женщины нашего села». После завершения проектов, в школе была организована выставка. Выставку традиционно посещает все родительское и педагогическое сообщество. Также, ученицы 11 класса, выполнив исследовательскую работу по истории нашего села, стали успешными школьными экскурсоводами. Такие мастер-классы и проекты  решают целый ряд очень важных задач: обеспечивают благоприятную адаптацию и  развитие  личности ребенка. В результате активной познавательной деятельности школьников во внеурочное время создаются условия для становления зрелой, творческой личности. Расширяются знания ребят в области экономики и права, решаются задачи в отношении практических задач. Немаловажным и актуальным аспектом является и то, что многообразие форм внеурочной деятельности позволяют нашим школьникам знакомиться с теми профессиями, которые непосредственно востребованы у нас на селе. Экскурсии на кроличью ферму, предприятие по производству рулонных газонов, мастер-классы, проекты содействуют решению проблемы формирования у школьников общей направленности  личности и осознанному выбору будущей профессии. Сельская школа сегодня как никогда, способна отвечать вызовам современного глобального мира. Отрадно, что условия для качественного обучения сельских школьников становятся с каждым годом современнее и доступнее.