Организация театрализованной деятельности с детьми второй младшей группы
№ 210
Лейсана АНДРЕЕВА,
воспитатель I квалификационной категории детского сада №206 г. Казани
Театрализованная деятельность занимает важное место в педагогическом процессе, способствуя всестороннему творческому развитию детей.
Уже в раннем возрасте начинают появляться творческие особенности личности, очень важно не упустить этот период и начинать приобщение детей к театрализованной деятельности с младшей группы.
Исходя из этого я перед собой поставила следующие задачи:
– развивать внимание у ребенка, слушать речь взрослого и понимать содержание и действовать в соответствии с ним;
– воспитывать выдержку, развивать память;
– развитие интонационной выразительной речи (эмоциональность);
– развитие умственной и речевой активности;
– развивать умение с помощью взрослого инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.
В группе создала уголок по театрализованной деятельности, которую вместе с родителями постоянно пополняем новыми видами театров, декорациями, костюмами и т.д.
В уголке располагаются:
– различные виды театров;
– реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширма для кукольного театра, театр ряженья, маски;
– атрибуты для различных игровых позиций: иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме «Театр», декорации, сценарии, книги, аудио и CD диски;
– дидактические игры: «Мои любимые сказки», «Четвертый лишний», «Расскажи потешку», «Угадай, о ком говорю», «Кто-кто в теремочке живет?», «Угадай сказку», кубики с сюжетами сказок, раскраски, мозаика, пазлы, разрезные картинки по мотивам сказок.
Изучив имеющуюся литературу, я подготовила картотеку дыхательной и пальчиковой гимнастики, театрализованных игр.
В период адаптации детей я использовала прием встречи детей по утрам куклами из разных театров, это помогло снять психическое напряжение, перенести внимание ребенка с собственных переживаний на новый объект – куклу.
Дети лучше воспринимают обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядными предметами: картинками, игрушками. Чтобы привлечь внимание всех детей занятия начинаю с прихода гостя-персонажа, который дает ребятам задания или просит о помощи в проблемной ситуации. Персонаж помогает заинтересовать всех детей. Дети охотно выполняют просьбы гостя-персонажа. Это создает радостную атмосферу. От их лица я благодарю и хвалю детей, здороваюсь и прощаюсь. Благодаря использованию таких игровых действий, дети начинают лучше разговаривать, играть вместе.
Раз в месяц по плану дети смотрят кукольные спектакли в исполнении старших дошкольников, артистов кукольных театров.
Спектакль не получится на нужном уровне качества до тех пор, пока ребенок не научится проигрывать в нем каждый этап.
Начинаю работу с мимических этюдов – соответствующих эмоциональному состоянию того или иного персонажа. Малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Это помогает им избежать затруднений в общении со сверстниками и взрослыми.
После этого предлагаю детям имитационные игры: «Покажи, как зайка прыгает», «Покажи, как крадется кошка», «Покажи, как идет петух». Благодаря этому у детей развивается фантазия, свобода воображения.
Работая во второй младшей группе, я обучаю детей приемам кукловождения настольных кукол. Начинала эту работу со знакомства детей с разными куклами – игрушками. Особую радость доставляет ребенку игра с куклой, возможность подержать её в руках, хорошенько рассмотреть, попытаться “оживить”. Радуюсь вместе с ними любому проявлению творчества, стремлюсь, чтобы желание поиграть с куклой появилось у каждого ребенка. Разыгрывание сочиненных сказок духовно раскрепощает малыша, дает ему возможность поверить в свои силы.
Никогда не требую буквального воспроизведения. При необходимости лишь поправляю ребенка. В дальнейшем, когда текст дети запомнят, поощряю уже его точность изложения.
Малышам предлагаю сказки с простым сюжетом, знакомыми персонажами и благополучным окончанием. Огромную роль здесь играет музыкальное сопровождение, атрибуты и декорации, которые превращают обыкновенный зал в чудесную сказку. Следует стремиться к тому, чтобы каждый ребенок захотел продемонстрировать свои таланты, а они, есть и должны развиваться.
Дошкольники с удовольствием примеряют на себя различные роли, опираясь на свой небольшой жизненный опыт. Дети могут подражать персонажам любимых мультфильмов, сказок, повторять поведение взрослых, например, перевоплощаться в доктора, продавца магазина, воспитателя.
Также использую такие формы работы, как:
– проведения театрализованных представлений, с использованием мультимедийной техники (видеоклип, компьютерная презентация, слайд-шоу);
– проведение динамических пауз, игр, танцев, сюрпризных моментов;
– использование мягких модулей в качестве декораций — трансформеров, позволяющих менять сюжетную картину театрализованного представления;
– использование кукольных персонажей из современных мультфильмов, сказок.
Для детей театр – это игра, для родителей – праздник, для педагогов – работа. Эта работа совершается ради того, чтобы театр мог стать игрой и праздником. Театрализованная деятельность, драматизация в детском саду очень востребованы. Праздники и развлечения дают возможность показать выступления дошкольников.
Со слов родителей дети дома с восторгом рассказывают о наших сказках в садике. Для повышения педагогической культуры родителей подготовила консультации, провела беседы о необходимости водить детей на театральные представления, о том, как это влияет на развитие творческих способностей ребёнка.
Мне кажется, что проведенная работа способствовала благоприятной адаптации детей к детскому саду, поддержанию эмоционального состояния детей.
В результате проведенной работы я сделала для себя вывод, что выбранные мною формы и виды работ оказались эффективными, что доказывают увлеченность, эмоциональность детей во время инсценировок сказок и заинтересованность родителей.
Итак, можно сказать, что на протяжении дошкольного детства, наряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет театрализованная деятельность.