Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников с использованием УМК «Мои первые проекты»

№ 199

Лилия АРСЛАНОВА,

учитель начальных классов I квалификационной категории гимназии №183 г. Казани

Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. В ФГОСе четко определены необходимые для формирования нового человека изменения, в которых подчеркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования».

Анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программ традиционного обучения, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:  низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием; разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, я решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике.

Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе работы и также становится средством решения проблемы. Еще одно его свойство – предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы, каждый из которых имеет промежуточные задачи, определить способы их решения, найти ресурсы для этого, разработать подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа.

Метод проектов никак не противоречит нашим способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок. Самым же главным результатом проектных игр является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые.

Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения и воспитания ориентирована на формирование и развитие УУД младших школьников.

С 2019 года я успешно начала применять в своей работе УМК «Мои первые проекты», разработанный кандидатом педагогических наук, заслуженным учителем РТ Гузэль Мансуровной Султановой.

Основные принципы реализации программы УМК – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Цель программы: развитие коммуникативных компетенций учащихся.

Специфической особенностью занятий является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности.

Рабочие тетради данного УМК предназначены для индивидуальной, парной и групповой работы над творческим, литературным и исследовательским проектами в рамках метапредметного общего начального образования. Ребёнок шаг за шагом совершает увлекательное путешествие в мир науки, постигая основы создания и планирования различных видов исследовательской деятельности от простого к сложному, а также осваивая азы построения и презентации (представления) проектов. Полученные навыки помогут усовершенствовать речемыслительные компетенции учащихся и добиться успехов при последующей разработке и защите научных проектов на старшей ступени обучения. Пособие адресовано обучающимся 1 – 4 классов.

Первый этап – 1-й класс: идет подготовка к исследованию.

С первого полугодия 1-го класса, я вовлекаю учащихся в проектную деятельность. В первом классе исследовательская работа по полной структуре еще невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать. Поэтому в первом полугодии, согласно программе УМК, проводится подготовительный этап, в который включаются творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.

Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, расширяем рамки работы над проектом и включаем сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.

Через игру, я даю им такие понятия, как «проект», «проблема», «цель», «задачи». Первоклассников обучаю правилам работы в паре, группе, умению слушать собеседника, отстаивать свою точку зрения, обмениваться мнениями.

Темы детских проектных работ в содержании учебного предмета рассчитаны на закрепление ребенком уже полученных знаний и применение их в исследовательской практике вместе с родителями и учителем. Представленные темы исследовательских работ интересны детям и дают возможность проведения увлекательного исследования, более углубленного изучения выбранной темы проекта. К примеру, мои первоклассники создали проекты: «День матери», «Моя семья», «Родной город – Казань», книжка-малышка «Моя любимая игрушка», «Числа вокруг нас», «Живая азбука».

Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1 – 2 классах целесообразно ограничить 1 – 2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или одним или сдвоенными уроками. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту.

К концу 1- го класса я должна:

  1. Познакомить детей с многообразием естественных наук; дать общее представление о науке, понятиях «ученый», «исследование», «эксперимент».
  2. Научить детей слушать учителя, выделять в сказанном главное, вести наблюдения, работать с детскими энциклопедиями и научно-познавательной литературой, выступать с короткими сообщениями.
  3. Сформировать умение четко и ясно излагать свои мысли, критически осмысливать материал, представленный в различных источниках. Отстаивать свою точку зрения, смело пользоваться выражениями «на мой взгляд…», «я согласен (не согласен) с мнением…

Второй этап – 2-й класс начальной школы – ориентирован на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователей в группах.

Во 2 классе дети учатся выбирать тему проекта, исходя из проблемы, учатся решать эти проблемы. Знакомятся с этапами работы над проектом, узнают, что такое «гипотеза», учатся выделять главное и второстепенное. Учащиеся овладевают техникой исследовательского поиска в группах. Они уже способны оформить небольшие сообщения, альбомы. Например, во 2 классе мои ученики с большим интересом выполнили проекты «Радуга-дуга», «Моя родословная», «Мир профессий», «Родной город Казань».

Дети оформили «Книгу памяти и гордости 2 Г класса», посвященную 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Здесь они собирали информацию о своих прадедах, с помощью родителей работали с архивными материалами. Эта работа участвовала в республиканском фестивале проектных работ младших школьников и была удостоена звания лауреата.

Третий этап соответствует 3 – 4 классам начальной школы.

По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов.

3 и 4 класс – это время, когда дети достигли качественных результатов в исследовательской работе и готовы заняться проектной деятельностью.

Для того, чтобы все эти правила заработали, необходимо вызвать у детей интерес к работе над групповым проектом. Увлеченность, заинтересованность общей идеей, вера в конечный успех, формируют у участников проекта такие качества, как взаимовыручка, чувство ответственности.

В 3 классе я знакомлю учащихся с оформлением научно-исследовательского проекта. К краткосрочным проектам добавляются среднесрочные. Учу детей ставить цели проекта, определять предмет и объект исследования, выдвигать гипотезу, планировать работу над проектом, продумывать способы презентации проекта. Дети учатся проводить анкетирование, интервью, работают с информацией.

Результатом такой работы стали проекты учащихся «Мой помощник – компьютер», «Хочу стать волонтером», «Береги родную природу», «Кормушка», «Родной город Казань», «Где прячется витамин С?», «Математические сказки», «Рассказ о слове», «Кто нас защищает».

На занятиях дети проводят эксперименты, такие как «Извержение вулкана» с помощью уксуса, соды и моющего средства для посуды. «Кислота надувает шарик», где ученики используют уксус и пищевую соду для реакции. «Неугомонные зернышки», где газированная вода заставляет двигаться зернышки риса, не дотрагиваясь до них. Дети проводили опыт по выявлению наличия витамина С в соках овощей. Учащиеся в домашних условиях выращивают кристаллы из соли…

В процессе экспериментальной работы проектной деятельности я изучила труды многих ученых, педагогов, освоила новую педагогическую технологию, научилась новым формам и методам работы, совершенствовала педагогическое мастерство. Я поняла, что поиск решения разнообразных учебных и практических задач, самостоятельное овладение знаниями составляет суть проектной деятельности. При проектном методе я научилась организации и планированию, поняла важность и необходимость проектирования для детей. Я поняла, что проектная деятельность совмещает инновационные педагогические технологии, повышает качество знаний, способствует формированию творческих и познавательных способностей, готовит к реальным условиям жизнедеятельности.

Не мешайте детям выдвигать и доказывать фантастические идеи. Порой дойти до истины приходится путем проб и ошибок.