Организация проектно–исследовательской деятельности учащихся на уроках татарского языка и литературы

Организация проектно–исследовательской деятельности учащихся

на уроках татарского языка и литературы

 

Гюзель НОТФУЛЛИНА

учитель татарского  языка

средней школы №169 г.Казани

 

Проектно-исследовaтельская деятельность обучающихся является обязательным элементом обрaзовательных прогрaмм. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. А современные компьютерные технологии позволяют каждому учителю более творчески подходить к разработке своих уроков, а также сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным.

Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности? Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо рассмотреть само понятие проектной деятельности школьников, а также определить ее главные цели и задачи.

       Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата.

Цель проектно исследовательской деятельности – формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности является средством формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь:

– обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

– создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

– обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Исследовательская деятельность учащихся относится к технологии развивающего обучения. Она способствует развитию:

– критического мышления;

– информационной культуры;

– творческих и коммуникативных способностей;

– умения ставить цели и находить пути их достижения.

Учащиеся приобретают следующие компетенции:

– обладать навыками в таком виде деятельности;

–  видеть проблему;

– самостоятельно ставить задачи;

– планировать и оценивать свою работу;

– быть коммуникативным;

– уметь выступать перед публикой;

– уметь связно излагать свои мысли, аргументировано говорить, выслушивать других, достойно выходить из сложных ситуаций.

       Проектноисследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, связанную с глубоко осмысленной и творческой переработкой информации, путем проб и ошибок, озарением; формирование учебно-познавательной, информационной и коммуникативной компетенции. Понимая преимущества такого подхода к обучению, я обращаюсь именно к нему в своей урочной и внеурочной деятельности.   На уроках учащиеся защищают различные проекты (презентации, буклеты, видеофильмы, фотоконкурсы и др.), подготовленные ими, как домашнее или дополнительное творческое задание.

Результатом исследовательской и проектной деятельности учащихся и педагога можно назвать многочисленные грамоты и сертификаты на разноуровневых конференциях, конкурсах, олимпиадах.

В заключении хочу сделать вывод: учащимся нравится работать над современными, интересными для их возраста проектами, когда темы и проблемы отвечают на насущные вопросы и являются практико-ориентированными или исследовательскими. За время работы над проектом, они учатся работать с информацией, с Интернет-ресурсами. Совместная работа помогает лучше узнать друг друга.

 

Литература 

  1. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами: рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М.А.Ступницкая; художник А.А.Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2008. С.
    2. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов, педагогических ВУЗов / Н.Ю.Пахомова; – АРКТИ, 2008. – 101с.
    3. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир-Бек И.В. Муштавинская. – 2–е изд., – М.: Просвещение, 2011. – 223с.