Организация проектно–исследовательской деятельности учащихся на уроках татарского языка и литературы
Организация проектно–исследовательской деятельности учащихся
на уроках татарского языка и литературы
Гюзель НОТФУЛЛИНА
учитель татарского языка
средней школы №169 г.Казани
Проектно-исследовaтельская деятельность обучающихся является обязательным элементом обрaзовательных прогрaмм. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. А современные компьютерные технологии позволяют каждому учителю более творчески подходить к разработке своих уроков, а также сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным.
Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности? Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо рассмотреть само понятие проектной деятельности школьников, а также определить ее главные цели и задачи.
Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.
Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата.
Цель проектно исследовательской деятельности – формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности является средством формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь:
– обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
– создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
– обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Исследовательская деятельность учащихся относится к технологии развивающего обучения. Она способствует развитию:
– критического мышления;
– информационной культуры;
– творческих и коммуникативных способностей;
– умения ставить цели и находить пути их достижения.
Учащиеся приобретают следующие компетенции:
– обладать навыками в таком виде деятельности;
– видеть проблему;
– самостоятельно ставить задачи;
– планировать и оценивать свою работу;
– быть коммуникативным;
– уметь выступать перед публикой;
– уметь связно излагать свои мысли, аргументировано говорить, выслушивать других, достойно выходить из сложных ситуаций.
Проектно–исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, связанную с глубоко осмысленной и творческой переработкой информации, путем проб и ошибок, озарением; формирование учебно-познавательной, информационной и коммуникативной компетенции. Понимая преимущества такого подхода к обучению, я обращаюсь именно к нему в своей урочной и внеурочной деятельности. На уроках учащиеся защищают различные проекты (презентации, буклеты, видеофильмы, фотоконкурсы и др.), подготовленные ими, как домашнее или дополнительное творческое задание.
Результатом исследовательской и проектной деятельности учащихся и педагога можно назвать многочисленные грамоты и сертификаты на разноуровневых конференциях, конкурсах, олимпиадах.
В заключении хочу сделать вывод: учащимся нравится работать над современными, интересными для их возраста проектами, когда темы и проблемы отвечают на насущные вопросы и являются практико-ориентированными или исследовательскими. За время работы над проектом, они учатся работать с информацией, с Интернет-ресурсами. Совместная работа помогает лучше узнать друг друга.
Литература
- Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами: рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М.А.Ступницкая; художник А.А.Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2008. С.
2. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов, педагогических ВУЗов / Н.Ю.Пахомова; – АРКТИ, 2008. – 101с.
3. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир-Бек И.В. Муштавинская. – 2–е изд., – М.: Просвещение, 2011. – 223с.