Организация повышения квалификации учителей русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС и профессионального стандарта педагога

Ольга ВОЛКОВА,

доцент отделения общего образования Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ИПиО КФУ, кандидат педагогических наук.

Безграмотными в 21 веке будут не те,

кто не умеет читать и писать,

 а те, кто не умеет учиться,

разучиваться и переучиваться

Элвин Тоффлер.

Главным стратегическим ресурсом модернизации образования в рамках международных стандартов является интеллектуальное развитие общества. Статус образования, новые системы обучения, реализующие информационные и коммуникационные технологии, – вот что определяет обучение для будущего. В этой системе, несомненно, огромную роль играет учитель. Сегодня нужен учитель, готовый воспринимать новое, обладающий профессиональными компетенциями, среди них важными представляются такие, как проектировочные: умение смоделировать, сконструировать на основе имитации, вариации, комбинации, создания оригинального продукта.

Требования, предъявляемые на современном этапе образования к учителю-словеснику, высоки. Так, к качествам современного педагога-словесника можно отнести следующие: компетентный профессионал; этический педагог; трансформационный лидер; обучающийся в сотрудничестве; активный участник развития сообщества.

Функции современного учителя-словесника: конструктивная, организаторская, коммуникативная, гностическая, информативная, развивающая, стимулирующая, оценочная идр.

Необходимость  системы повышения квалификации учителей русского языка и литературы связана, с одной стороны, с требованиями Министерства образования и науки, предъявляемыми к педагогу, с другой – потребностью педагогов в повышении собственной компетентности.

Что же мешает развитию профессиональной компетентности педагога-словесника? Среди причин можно назвать такие, как: разностильные учебники, отсутствие единой системы методик обучения, незнание требований ФГОС к организации учебного процесса, отсутствие преемственности между начальной и основной школой, загруженность учителя различной отчетной документацией, низкая мотивация учителя к самообразованию и совершенствованию профессиональной компетенции.

Тем не менее, профессиональным стандартом установлено, что в функцию педагога входят участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации; разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы; осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС; планирование и проведение учебных занятий; формирование универсальных учебных действий, навыков, связанных с ИКТ, мотивации к обучению; систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению; организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.

Отсюда цели  и задачи программ повышения квалификации для учителей русского языка и литературы мы видим в следующем: познакомить учителей-словесников с новыми нормативными документами в сфере образования; предоставить учителям возможность оценить  уровень собственной компетентности,  выявить затруднения; научить применять системно-деятельностный подход к организации обучения; организовать деятельность педагога  с использованием не только учебников и методических рекомендаций, но и интернет-ресурсов и ЦОРов; познакомить с программными требованиями к личностным, метапредметным и предметным результатам в процессе преподавания учебного материала и способами их оценивания.

В соответствии с данными задачами нами определены подходы к построению системы повышения квалификации, ориентированной на подготовку учителя русского языка и литературы к работе в новых условиях. Фокус обучения учителей-словесников сводится к следующему: разработка новых лекционно-практических занятий по актуальным вопросам в методике преподавания русского языка и литературы; создание Рабочей тетради учителя русского языка и литературы; проведение  республиканских семинаров  и вебинаров для учителей-словесников; разработка программ дистанционных курсов повышения квалификации; разработка дистанционной программы профессиональной переподготовки для учителей русского языка и литературы, а также по направлению «Образование и педагогика»;  издание сборника лучших проектов слушателей программ повышения квалификации по русскому языку и литературе.

Безусловно, программы повышения квалификации для учителей русского языка и литературы ориентированы на современные виды профессиональной деятельности, строятся с учетом новых ролей педагога-словесника и изменений характера взаимодействия участников образовательного процесса, готовят к реализации проектировочной деятельности, построенной на основе деятельностного подхода, носят вариативный характер с учетом уровня индивидуальных профессиональных потребностей педагога-словесника.

Итоговая работа, выполняемая учителями русского языка и литературы в рамках программ  повышения квалификации, учит разрабатывать рабочие программы  по русскому языку  и литературу в соответствии с требованиями ФГОС,  методические рекомендации по актуальным проблемам в содержании и методике преподавания русского языка и литературы, создавать технологические карты уроков, предоставляющие свободу педагогу в выборе форм, способов и приемов обучения, проектировать учебный процесс в современной информационной образовательной среде, направленной на достижение планируемых образовательных результатов, конструировать учебные задания, направленные на развитие и совершенствование универсальных учебных действий.

На основе входной диагностики слушателей программ повышения квалификации, работы с учителями русского языка и литературы РТ были выявлены затруднения, которые словесники испытывают в своей практической деятельности. Прежде всего, они касаются освоения стандартов второго поколения, основной образовательной программы: проектирование современного урока, разработка заданий для диагностики достижения метапредметных результатов обучения (УУД), составление компетентностно-ориентированных заданий.

Кроме того, и анкетирование, и итоговые работы слушателей показали недостаточную компетентность в разработке технологической карты урока. А сегодня мы определяем технологическую карту как новый вид методической продукции, обеспечивающей учителю эффективное и качественное освоение нового учебного курса путем перехода от планирования урока к проектированию учебного процесса по темам. Это форма обобщенно-графического планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. С одной стороны, единых требований к технологической карте на уровне РФ не существует. Но есть определенные моменты, которые, на наш взгляд, должны в ней найти отражение:

– определение цели и задач урока;

– определение личностных, предметных и метапредметных результатов образования, которых можно достичь в рамках урока;

– выбор видов деятельности, направленных на достижение планируемых результатов урока.

К сожалению, задачи не всегда находят реализацию в содержании урока; много ошибок в «паспорте» урока (путают понятия «метапредметные результаты», «межпредметные связи», используют слово «оборудование», а к нему относят: рассказ, опрос, презентация, тест); учителя затрудняются в проектировании деятельности учащихся с использованием предметно-развивающей среды.

Один из вопросов входной диагностики напрямую связан с затруднениями в достижении образовательных результатов по русскому языку выпускниками основной школы. Среди перечисленных учителя-словесники чаще всего отмечают следующие:

– владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

– владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

– адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

– самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Как видно, эти результаты относятся к метапредметным результатам.

Несмотря на то, что на протяжении 12 лет выпускники школ Татарстана сдают ЕГЭ по русскому языку и результаты каждый новый год лучше предыдущего, проблемных зон остается немало. Чаще всего учителя отмечают затруднения в подготовке школьников к заданию с развернутым ответом (сочинение-рассуждение по исходному тексту).

Сегодня актуальной проблемой является совершенствование читательской компетенции учащихся. Каковы пути и приемы приобщения ребят к чтению? Как повысить функциональную грамотность? Как добиться того, чтобы Россия занимала первые строчки в международном исследовании PIZA (в 2009 г. 39 из 42 стран, в 2015 – 30 из 70 стран)? Большинство слушателей ставят знак в колонке «испытываю затруднения».

Наша деятельность по устранению затруднений связана с основными направлениями модернизации филологического образования в школе: обновление целей обучения русскому языку и литературе; усиление их метапредметного статуса в современной системе школьного образования. Филологическое образование в школе играет ведущую роль в процессах формирования и воспитания личности, развитии её морально-нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и мировой духовной культуре, а также в продолжении национальных традиций и исторической преемственности поколений. При этом языковое образование является основой интеллектуального развития и саморазвития личности, вооружающее её инструментом для получения знаний в любых сферах науки и производства, а филологическое образование в целом способствует успешной деятельности человека в любой профессиональной области, так как вооружает личность коммуникативными умениями и навыками, лежащими в основе любой деятельности.

Социально осознанная необходимость реформирования образования влечет за собой поиски новых технологий, инновационных подходов к обучению, которые требуют, в свою очередь, постоянного повышения квалификации учителей русского языка и литературы.