Организация олимпиадного движения младших школьников как средство развития одаренных детей

 

Татьяна МАЙОРОВА,

учитель начальных классов лицея-инженерного центра

Актуальность темы определяется тем, что в конце 2014 года в Республике Татарстан утверждена государственная программа  «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015 – 2020 годы» (продлена до 2022 г.) для  развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи.

В этих документах ключевой нитью проходит основная мысль о том, что одаренность не есть какая-то исключительная особенность (как утверждают некоторые , приводя всего от 2 до 5 %), а одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Каждый ребенок индивидуален и одарен в том или ином виде деятельности. В этом мы можем убедиться на примере методики Вартега «Круги», которая раскрывает психологию творчества, креативности и одаренности. Любая деятельность начинается с диагностики.

Инструкция: На бланке нарисовано 20 кругов. Задача детей состоит в том, чтобы нарисовать предметы и явления, используя круги как основу. Рисовать можно как вне, так и внутри круга. Подумайте, как использовать круги, чтобы получились оригинальные рисунки. Под каждым рисунком напишите, что нарисовано. Рисовать надо слева направо. На выполнение задания дается 5 мин.

Результаты работы оцениваются по степени оригинальности рисунков.

Обработка результатов включает следующие показатели:

1) беглость мышления – общее количество рисунков, за каждый рисунок – 1 балл;

2) гибкость мышления – количество классов рисунков, за каждый класс – 1 балл (классы рисунков: природа – растения и животные можно разделить на два класса, предметы быта, наука и техника, спорт, декоративные предметы, человек, экономика, Вселенная);

3) оригинальность мышления – за каждый редко встречающийся рисунок 2 балла. Для этого нужно провести ранжирование по частоте встречаемости конкретного рисунка во всей выборке;

4) коэффициент творческого воображения – общая сумма баллов по оригинальности делится на количество рисунков.

Такой тест мы проводили среди учащихся начальной школы.

Вот какие рисунки и результаты получились.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.

Исходя из вышеизложенного , нашим методическим объединением было принято решение о составлении и реализации  программы «Одаренный ребенок»

Структура программы:

Цель программы Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей, создание среды, способствующей формированию и максимально полной реализации творческих способностей в различных областях науки и искусства

 

Задачи программы – Обеспечить условия всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его интересов через творческую созидательную деятельность, создание благоприятной социокультурной среды, культурно-информационного пространства, организацию индивидуальной деятельности с одаренными детьми, предоставление возможности для продуктивной самореализации через интеллектуально-творческие мероприятия разного уровня;

– реализовать свой потенциал исходя из своих интересов;

– «конструирование мотивов», формирование устойчивой мотивации на учебную деятельность у большинства учащихся, стимулирование познавательного интереса;

– разработать  систему диагностики одаренных детей

Срок реализации программы 4 года (цикл начальной школы)
Исполнители основных мероприятий программы Педагогический коллектив школы
Соисполнители Учащиеся, родители учащихся
Ожидаемые конечные результаты программы – Вовлечение обучающихся начальной школы в олимпиадное движение;

увеличение качества обучения;

– повышение учебной мотивации младших школьников через участие в олимпиадах;

– увеличение количества учащихся – победителей и призёров олимпиад и конкурсов различного уровня;

– повышение профессиональной квалификации  педагогов;

– совершенствование системы работы через усиление личностно-ориентированной работы с учащимися

Система контроля исполнения программы Контроль в рамках программы осуществляет администрация школы и научно-методический совет. Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях методических объединений, педагогических советах, родительских собраниях.

 

Этапы реализации программы:

1-й этап мониторинговый

По мониторингу олимпиад из их разнообразия по количеству, по уровню организации и обратной связи — на заседании методического объединения был утвержден список таких заочных и очных олимпиад.

К олимпиадам и конкурсам заочного формата относятся:  Учебный центр «Снейл», «Русский медвежонок – языкознание для всех» , «Кенгуру», «КИТ»,  «Астра- природоведение для всех» . Ежегодно в нашей школе проводится Всероссийский полиатлон-мониторинг «Политоринг» – мониторинговое исследование, результаты которого могут быть использованы как независимая оценка качества образования в образовательной организации, а также как оценка творческих способностей школьников по предметам школьного цикла и общего развития.

В этих мероприятиях принимают участие все учащиеся школы, чтобы выявить то направление, в котором ребенок более успешен.

Ежегодно наша школа проводит для 4-х классов в бесплатном формате Всероссийские Олимпиады школьников по математике, по русскому и английскому языкам, а с 2020 года в них участвуют и 3 классы (ОБЖ и астрономия).

К олимпиадам и конкурсам очного формата относятся: «Республиканский олимпиадный центр», НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования», ФГАОУ ВО «Казанский федеральный университет», МБУДО  «Городской центр творческого развития и гуманитарного образования для одаренных детей» г. Казани.

Ежегодно на базе МАОУ «Лицей-инженерный центр» учащиеся нашей школы участвуют в Международной научно-практической конференции «Зимние чтения им. М.П.Симонова и в Межрегиональной проектной конференции им. С.П.Королева

2-й этап – организационно-практический

Он связан с непосредственной работой с учащимися на всех уровнях и направлениях. На этом этапе планируется: отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка; промежуточная диагностика, пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы;

Необходимо отметить, что наша школа осуществляет комплексное развитие детей : кроме языков и технического направления есть еще и развивающие направления, в т.ч. художественно-эстетическое  (танцы, живопись, хор, театр). Система дополнительного образования способствует тому, чтобы дети, проявляющие специальные способности, могли их успешно реализовывать.

Формы работы с учащимися:

– творческие мастерские;

– групповые занятия по параллелям классов;

– факультативы;

– кружки по интересам;

– занятия исследовательской деятельностью;

– «Клуб юных ученых»;

– конкурсы;

– интеллектуальные марафоны;

– научно-практические конференции;

– участие в олимпиадах;

– работа по индивидуальным планам;

– проектная деятельность;

– сотрудничество с другими школами, вузами.

Международные, республиканские и городские уровни олимпиад  проходят на платной основе, а в школе мы эту работу также выстраиваем в рамках Клуба юных ученых, где дети могут развиваться, дополнительно получать тематическую информацию и знания. Ребята каждую неделю получают задания, в которых есть задания как базового так и олимпиадного уровня, технического и  творческого характеров, где каждый ребенок имеет возможность проявить себя. Возраст младшего школьника соревновательный: дети любят соревноваться, как с одноклассниками, так и с классами параллели.

3-й этап – итогово-аналитический, который связан с контролем и анализом хода реализации программы, достигнутых результатов

На этом этапе предполагается:

– сравнительный анализ и обобщение результатов;

– мониторинг личных достижений учащихся;

– анализ деятельности учителей по организации работы с детьми;

– определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.

На основании этих этапов в нашей школе выстроена пошаговая система работы по олимпиадному движению с 1 по 4 класс.

  1. Мониторинг и привлечение к участию олимпиадных центров.
  2. По датам проводимых олимпиад и срокам регистрации, составляется ежемесячный график мероприятий и конкурсов. Этот график рассылается каждому учителю, ведется работа как с детьми, так и с родителями.
  3. Участие в заочных конкурсах и олимпиадах.
  4. Участие в очных конкурсах и олимпиадах.
  5. Награждение победителей и призеров на еженедельной школьной линейке.
  6. Создание школьного портфолио, которое является одной из наиболее ярких форм оценивания своих возможностей и достижений.

Портфолио одаренного ученика будет включать в себя: визитную карточку, карту интересов ребенка, сведения о достижениях и наградах на конкурсах разных уровней, образцы лучших творческих работ, фотографии, грамоты и дипломы.

  1. Составление и анализ отчета за полугодие по проводимым олимпиадам и их результатам с фамилиями победителей и призеров и учителей, подготовивших учащихся
  2. Составление годового анализа результатов победителей и призеров в сравнении с предыдущими годами.

По реализации программы за 2018 – 2020 учебные года мы можем наблюдать существенный рост учащихся, которые стали победителями и призерами в олимпиадах очного формата.

Выводы

Подводя итоги, можно констатировать, что апробация программы проходит успешно, число победителей и призеров олимпиад и конкурсов неуклонно растет. В качестве доказательств я приведу статистические данные, подтверждающие мои слова.