Организация инновационной деятельности в детском саду с использованием театрализованной деятельности

№ 111

Эльмира ЯРУЛЛИНА,

воспитатель детского сада №224 комбинированного вида г. Казани

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр, у детей формируется уважительное отношение друг к другу, они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, так как каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (описываются дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Поэтому задача приобщения детей к театрализованной деятельности становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений.

В дошкольных образовательных учреждениях многие педагоги заинтересованы в театрализации как в необходимом компоненте речевой деятельности ребенка. Экспансивное влияние произведений искусства (в т. ч. и театрального) на подрастающую личность стимулирует правильное усвоение литературных норм современного языка, а иногда и окунает детей в интереснейший мир истории языкознания. Благодаря такому благоприятному воздействию театральная деятельность просто обязана быть призванной к широкому использованию в дошкольном образовании.

Работа с детьми предполагает создание комфортных условий для целостного развития ребенка. Например, принимая участие в театрализованных праздниках, посвященным народным традициям, дети приобщаются к духовным истокам национальной культуры своего края. А играя в известной всем классической сказке, внося в характер героя свои черты, ребенок развивает артистические и импровизаторские способности. Театр объединяет внутри себя многие виды искусства, дает возможность говорить с детьми не только о литературе или культуре речи, но и о живописности произведений, архитектурных особенностях, театральном гриме, истории костюма.

У любого педагога наряду с желанием приобщить детей к процессу театральной деятельности возникает вопрос о выборе художественного текста для постановки. Этот текст, естественно, должен соответствовать возрасту детей, решать определенные нравственные, эстетические проблемы. Для этого педагоги используют:

– русские и татарские народные сказки: в них хорошо прослеживается общение рассказчика и слушателя;

– детскую художественную классику: в ней делается акцент на дружбу, уважение старших, победу добра над злом (К.Чуковский, С. Михалков, С. Маршак, Ю. Мориц, С. Черный, И. Токмакова и многие другие);

– современную детскую литературу: в ней акцентируется внимание к детской психологии, учитываются возрастные особенности.

Участвуя в театральных постановках, дети как самостоятельно, так и при поддержке взрослых являются авторами любых видов проектов. Темы работ могут варьироваться от истории театрального головного убора до желания научиться создавать сценарий для театральной постановки. Через театрализацию педагоги нацеливают воспитанников к исследовательской деятельности. Главная педагогическая задача – сформировать интерес детей как основной предпосылки для дальнейшего успешного обучения.

Влияние театрализованной деятельности на развитие ребенка неоспоримо. Это один из самых эффективных методов проявления творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко применяется принцип обучения: учить, играя.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны; ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразие через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно и четко говорить. Увлеченный замыслом постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в игре можно использовать в повседневной жизни. Поэтому театрализованная деятельность позволяет решать такие педагогические задачи, как:

– способствовать более целостному восприятию и глубокому пониманию дошкольниками изучаемого материала, повышать познавательную мотивацию, вовлекая их в активную самостоятельную деятельность, формировать потребности к поиску и выявлению своих оригинальных находок;

– позитивное отношение к применению и освоению нововведений, направленных на расширение кругозора дошкольниками;

– дать знания для интеллектуального и духовно-нравственного развития дошкольников, способствующие успешному развитию у детей эрудиции, фантазии, умению логично рассуждать и делать выводы;

– воспитывать элементарные общепринятые нормы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через игровые действия;

– совершенствовать у дошкольников приобретенные игровые навыки и умения для развития игровой активности;

– способствовать использованию в практике современных требований к организации игр дошкольников и формировать у дошкольников нравственную культуру миропонимания.

Анализируя проблему инноваций в деятельности педагогов ДОУ, можно сделать вывод о том, что одной из тенденций развития инновационных технологий является включение в учебный процесс не только познавательной, но и эмоционально-личностной сферы человека. Одним из доминирующих направлений в этом плане является театральная деятельность.

Организация инновационной деятельности в детском саду и развитие творческого потенциала участников педагогического процесса с использованием театральной деятельности помогает воспитывать и обучать детей в духе времени.