Описательный рассказ по картине И.Левитана «Весна. Болшая вода»

(НОД по области «Речевое развитие» в группе дошкольного возраста с 5 – 6 лет)

Лариса ПИМЕНОВА,

воспитатель детского сада №407 г. Казани

Цель: формировать умение составлять описательный рассказ по картине «Весна. Большая вода».

Задачи:

– формировать умение детей внимательно рассматривать картину, понимать ее замысел, воспринимать настроение отраженное художником в пейзаже;

– формировать связную речь, умение выражать свои впечатления;

– закрепить знания о признаках весны;

– воспитывать любовь к природе.

Оборудование: портрет И.И.Левитана, репродукция картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода».

Ход занятия

Воспитатель. Я вам сейчас прочитаю стихотворение, который написал поэт А.Плещеев «Весна». Вы его внимательно послушайте и назовите признаки весны, которые вы услышали в стихотворении.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною,

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется, листвою.

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало.

Пора метелей злых и бурь,

Опять надолго миновала.

Воспитатель. О каком времени года говорится в стихотворении? Почему вы так считаете?

– Какие весенние месяцы вы знаете?

– Какой сейчас месяц?

– Какой месяц следующий?

(Дети называют признаки весны, описанные в стихотворении. Если дети перечислили не все признаки, то можно задать вопрос «А что еще вы услышали в этом стихотворении про весну?». Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель еще раз читает стихотворение или отрывок с теми признаками, которые дети не назвали.)

– Как вы понимаете выражение «повеяло весною», «лес оденется листовою», «чиста небесная лазурь», «пора метелей злых и бурь миновала»?

– Правильно, ребята. Весной снег начинает таять на солнце и превращается в воду; ручьи наполняют реки водой; прилетают птицы; появляются почки на деревьях из которых вырастают маленькие листики; птицы вьют гнезда, а в лесу появляются насекомые и весь растительный и животный мир пробуждается от спячки.

Беседа по картине

Воспитатель. Много лет назад в нашей стране жил замечательный художник Иссак Левитан. Он любил Россию и писал картины, на которых изображал природу. Картины Левитана любят и знают не только у нас, но и в других странах. Художник выбирал самые главные уголки природы. Сегодня мы с вами рассмотрим картину Левитана «Весна. Большая вода».

– Как бы вы её назвали? (Рассматривание картины, ответы детей.)

– Как вы узнали, что это весна? (Ответы детей.)

– Можно ли определить, в какой день художник написал картину: солнечный или ненастный? (Ответы детей.)

– Как вы узнали, что день солнечный? (Ответы детей.)

– Какие краски использовал художник? (Ответы детей.)

– Художник изобразил половодье. Слово половодье произошло от слова полная вода (большая вода), когда реки освобождаются от льда и выходят из своих берегов. На картине мы видим, что вода разлилась и кажется, будто она слилась с горизонтом. И поэтому художник Левитан назвал её «Весна. Большая вода».

– А теперь давайте немного поиграем

Физкультминутка

Детки по лесу гуляли, (шагать на месте)

За природой наблюдали. (изобразить рукой козырек)

Вверх на солнце посмотрели, (пальчиками изобразить очки)

И их лучики согрели. (поднять руки вверх и растопырить пальцы изображая солнышко)

Чудеса у нас на свете,

Стали карликами дети, (присесть)

А потом все дружно встали, (встать)

Великанами мы стали. (поднять руки вверх)

Хорошо мы погуляли. (шагать на месте)

И немножечко устали. (встряхнуть руками)

(Сесть на стульчики.)

– Ребята, давайте мы внимательно посмотрим на картину, что мы можем сказать о воде? Какими словами можно сказать о воде? Какая она? (Вода похожа на зеркалопрозрачная, спокойная, холодная; небо отражается в воде, в ней отражаются деревья, она как зеркало.)

– Как художник изобразил деревья? (Ответы детей.)

– Деревья затопила вода. Берёзки стоят тонкие, извилистые, мы видим старое дерево, высокую сосну, старую корявую осину.

– Что можно сказать о небе? (Оно голубое, по нему плывут белые облака.)

– А что изображено на переднем плане картины? (Песчаный берег и маленькая лодка.)

– Берег какой? Давайте его опишем. (Холодный, сырой, полукруглый.)

– Что мы видим на дальнем плане картины? (Видны маленькие домики оказавшиеся в воде, и деревья.)

– Ребята, какое настроение вызывает у вас эта картина? (Радость, потому что наступила весна, светит солнце, скоро станет совсем тепло.)

– Ребята, давайте представим, что мы с вами оказались на том месте, которое изображено на картине. Что бы вы захотели сделать? (Например, побродить по берегу, покататься на лодке, половить рыбу.)

– Ребята, сегодня мы с вами познакомились с картиной великого русского художника И.Левитана «Весна. Большая вода». Вам понравилась картина? Почему? (Ответы детей.)

Самостоятельная работа

Воспитатель. Давайте рассмотрим картину еще раз и придумаем рассказ. (Выходят по желанию 2 – 3 человека, если дети затрудняются, воспитатель помогает.)

Итог

Вопросы к детям:

– Ребята, чем мы сегодня с вами занимались на занятии, о чем говорили, что составляли?

– Картина какого художника нам помогла это сделать? (И.Левитан)

– Изменилось ли у вас настроение после рассмотрения картины?

– Давайте любить природу, восхищаться ее красотой, как это делал великий русский художник.