Описание опыта работы по обучению детей безопасному поведению на улицах и дорогах

№46

Алсу МУЛЮКОВА,

воспитатель первой квалификационной категории детского сада №252 г. Казани

На современном этапе развития человечества, педагогическая наука рассматривает «Основы безопасности жизнедеятельности» как одно из важнейших образовательных направлений формирования культуры безопасности, на сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения.

Обучение детей Правилам дорожного движения занимает особое место в основах безопасности жизнедеятельности. Данная проблема отличается сложностью и многоплановостью и в связи с возрастающей диспропорцией между приростом числа автомобилей и крайне слабой культурой безопасности, и дисциплиной участников дорожного движения приобрела особую остроту в последнее десятилетие.

Исходя из актуальности проблемы, избрала следующее приоритетное направление работы с дошкольниками: «Обучение детей безопасному поведению на улицах и дорогах».

Цель моей работы в данном направлении – снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного возраста посредством повышения уровня сформированности знаний по Правилам дорожного движения и безопасного поведения на дороге.

Основные задачи:

– формирование системы знаний, умений и навыков, позволяющих дошкольникам безопасно передвигаться и общаться в условиях дорожного движения;

– формирование культуры поведения в общественном транспорте;

– формирование мотивационно-поведенческой культуры ребёнка, как основы безопасности в условиях общения с дорогой и прилегающей территорией.

Реализация вышеперечисленных целей и задач ведется в соответствии с ФГТ и ФГОС ДО и согласно комплексно-тематического планирования.

Как показывает практика, наиболее активной формой обучающего воздействия на детей являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные игры и применение информационно-компьютерных технологий. Использование игровых методов и ИКТ при обучении дошкольников Правилам дорожного движения даёт возможность привить детям необходимые навыки безопасного поведения на дорогах в различных дорожно-транспортных ситуациях, помогает им увидеть и осознать опасность на дороге и возможность её избежать, сформировать соответствующую модель поведения. Поэтому свою работу с дошкольниками я организую на основе использования данных современных технологий.

Применение в практике разнообразных игр, обучающих игровых ситуаций и ИКТ позволило мне формировать у детей навык грамотного поведения на дороге, развивать представления о причинно-следственных связях возникновения опасных ситуаций. В ходе беседы и игр я объясняла детям Правила дорожного движения, рассказывала, для чего предназначен тротуар, проезжая часть, перекрёсток; какие виды транспорта можно увидеть на улицах города, как следует переходить дорогу; знакомила их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности»); дорожными знаками – предупреждающими («Пешеходный переход», «Дети», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума»); запрещающими («Велосипедное движение запрещено», «Пешеходное движение запрещено», «Стоянка запрещена»); предписывающими («Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», «Место стоянки автобуса и троллейбуса», «Место стоянки»); информационными («Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход»), а так же познакомила с некоторыми дорожными знаками сервиса («Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Пункт технического обслуживания»).

Играя, мы рассматривали и обсуждали с детьми различные возможные дорожные ситуации: отсутствие пешеходного перехода, сломанный светофор, оживлённое дорожное движение, поломка автомобиля, внезапно заболевший пассажир, нарушение пассажиром правил поведения в пассажирском транспорте и нарушение пешеходом Правил дорожного движения, опасные игры детей у проезжей части дороги.

Наблюдая во время игр за детьми, я замечала их высокую эмоциональную вовлеченность в игровую ситуацию. Во многом этому способствовало присутствие в играх детей их любимых сказочных героев: Малыш и Карлсон, Буратино. Дети сопереживали своим любимым персонажам и охотно помогали им находить выход в сложившейся непростой дорожной ситуации.

В ходе работы с детьми пристальное внимание уделялось обсуждению тех моментов игры, в которых наблюдались всплеск эмоций и заинтересованность детей, а также мной тщательно анализировались и те моменты, в которых наблюдался спад заинтересованности и активности детей.

Все виды игр вызывали у детей большой интерес, но особую популярность у дошкольников заслужили игры путешествия: «В Стране дорожных знаков», «Путешествие в цирк на метро» и викторина «Что? Где? Откуда?».

Полученные в беседах и играх знания дети закрепляли в занятиях изобразительной деятельностью: рисование «Наша улица», «Пассажирский транспорт», «Мой друг велосипед», «Азбука дорожных наук», «Необыкновенный транспорт (автомобиль)»; аппликация «Виды транспорта», «Наша улица»; конструирование из спичечных коробков «Грузовой автомобиль», конструирование из бумаги «Автобус», конструирование из бросового материала «Светофор».

Большое внимание при обучении дошкольников Правилам дорожного движения и безопасного поведения на дороге я уделяю работе с родителями воспитанников. Дети склонны учиться в первую очередь у родителей, ведь именно папа и мама являются для ребёнка на первых порах изображением модели мира, в котором он живёт.

Задача воспитателя – заинтересовать родителей и детей процессом изучения Правил дорожного движения и безопасного поведения на дороге, сделать этот процесс увлекательным и полезным.

В организации работы с родителями я использую следующие формы взаимодействия:

– проектная деятельность;

– акции;

– консультации;

– родительские собрания;

– тематические вечера;

– мониторинг;

– совместные с детьми развлечения;

– творческие конкурсы.

Родители воспитанников принимают активное участие в организации предметно-развивающей среды группы, а именно в оформлении группового центра ПДД и изготовлении атрибутов для практических занятий детей на транспортной площадке. Вместе с детьми и их родителями были изготовлены различные атрибуты к сюжетно-ролевым играм; оформлены мультимедийные презентации: «Транспорт нашего города», «Переходи дорогу правильно!», «Из истории автомобиля», «Специальные машины», «Грамотный пассажир».

Все реализуемые мною мероприятия – игровые технологии и использование ИКТ – были подчинены тому, чтобы ознакомить детей с Правилами дорожного движения и безопасного поведения на дороге, а так же научить эффективно применять свои знания в реальной жизни. Работа с детьми проводится в тесном взаимодействии с другими узкими специалистами детского сада: музыкальным руководителем, учителем-логопедом, педагогом-психологом. Совместно с музыкальным руководителем проводились развлечения для детей и родителей «Пора, не пора – не ходи со двора!», «Весёлый трамвайчик!», «Огни светофора», «Это я, это я, это все мои друзья»; учителем логопедом проводились следующие занятия: «Виды транспорта», «Специальные автомобили», «Весёлые стихи про дорожные знаки», «Придумай загадку про светофор и автомобиль»; педагог-психолог проводит с детьми обучающие тренинги «Моя безопасность на дороге».

Проводимая нами работа помогает определить необходимые условия, обеспечивающие формирование знаний по Правилам дорожного движения и навыков безопасного поведения на дороге:

– отбор доступного для детей материала;

– систематичность предусмотренных мероприятий;

– наглядно-дидактическая оснащённость;

– применение игровых технологий.

Общение детей в игровых ситуациях, «проигрывание» правил поведения, имитация действий в потенциально опасных ситуациях способствуют формированию опыта безопасного поведения на улице у старших дошкольников.

Таким образом, проводимая мною работа с дошкольниками по обучению безопасному поведению на улицах и дорогах системна, последовательна и демонстрирует положительные результаты, которые отражены в последующем разделе.

Опыт работы нашего детского сада по проблеме формирования у дошкольников системы знаний, умений и навыков по безопасному поведению на улицах и дорогах регулярно освещается на сайте детского сада в рубрике «Зелёный огонёк».