Опасности весны

№ 207

(Образовательная деятельность для детей старшей группы)

Лейсан МИННУЛЛИНА,

 воспитатель, детского сада №214 г. Казани

Цель: закреплять знания детей о природных явлениях весны и их опасности для здоровья и жизни человека.

Задачи:

образовательные:

– повторить с детьми названия природных явлений: гололёд, сосульки, ледоход, паводок на реках;

– закрепить ПБП в различных опасных ситуациях в природе в весенний период;

– знания детей о возможных последствиях нарушения правил для человека;

– знания детей об особенностях весеннего льда;

– совершенствовать умение измерять длину пути с помощью условной меры;

– закреплять умения соотносить количественный состав числа с цифрой;

– силуэт, ориентируясь на образец.

Методы и приемы:

словесные: беседа, рассказ педагога, рассказы детей, пояснение, объяснение;

наглядные: демонстрация;

практические: упражнение, моделирование;

игровые: сюрпризный момент, игровая мотивация, проблемные ситуации.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, презентация, значки ТРИЗа, презентация с изображением весны, задание «Измерь расстояние», условная мерка по количеству детей, набор «Танграм»,  заяц по количеству детей, картинка «Сосулька на крыше», льдинки двух цветов для рисования, листы бумаги по количеству детей, салфетки, соль.

Предварительная работа: беседы по темам весенних опасностей, экспериментальная деятельность со свойствами льда, наблюдение за сосульками, знакомство с условной меркой.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, смотрите в экран. (1-е видео) (Предлагается 4 рисунка.) Как вы думаете, какое это время мы должны выбирать?

Дети. Весну.

Воспитатель. Посмотрите на схему (2-е видео) и задайте вопрос. (Дети задают вопросы, знаки периодически меняются местами.)

Воспитатель. Как вы думаете, что хорошего весной?

Дети. Тает снег, становится тепло, солнышко греет и т.д.

Воспитатель. А что плохого весной? (Ответы детей.)

Воспитатель. Весна прекрасна, природа просыпается после долгого сна, но также весна таит в себе много опасностей. Может быть мы сегодня с вами немножко путешествуем? (Ответы детей.)

Воспитатель. А на чем вы ходите путешествовать? (Предложение детей.)  

1-я станция «Дорога»

Воспитатель. Посмотрите на экран. (3-е видео) Что происходит с машинами на дороге?

Дети. Авария.

Воспитатель. Почему так происходит?

Дети. Скользко на дороге.

Воспитатель. Как называется это явление?

Дети. Гололед.

Воспитатель. Чем опасен гололед?

Дети. Можно поскользнуться и упасть и сломать руку, ногу.

Воспитатель. Правильно. Весна – опасный период и для водителей и для пешеходов, вот поэтому на скользкой дороге сложно затормозить и тормозной путь в гололед длиннее.

А давайте мы с вами проведем эксперимент. Сначала нужно толкнуть машинку, стоящую на ковре, а затем на полу.

Эксперимент

Воспитатель. Максим, давай ты сначала толкай машинку по ковру (ставят метку), потом по полу (а мы ставим метку, где машина остановилась). По какой поверхности машина проехала большее расстояние?

Дети. По по полу.

Воспитатель. А по какой меньшее?

Дети. По ковре.

Воспитатель. А теперь сравним, почему машинка, которая ехала по ковру, проехала меньшее расстояние?

Дети. Потому что ковер не скользкий, как гладкий пол без ковра.

Воспитатель. Правильно, чем более скользкой будет поверхность, тем дальше укатится машина. Значит, водителям во время гололёда нужно быть особо внимательными, для того чтобы не попасть в аварию.

А теперь выполняем задание. (4-е видео) Садимся за столы. Необходимо измерить расстояние машин, которые проехали по шершавой поверхности и по гладкой поверхности условной меркой. (Выполняют задание.)

Воспитатель (задает наводящие слова). Какое расстояние проехала машина по шершавой поверхности? (Ответы детей.)

– Какое расстояние проехала машина по гладкой поверхности? (Ответы детей.)

– Какая машина проехала большее расстояние?

Дети. Которая по гладкой поверхности.

Воспитатель. Насколько больше? (Ответы детей.)

Пешеходам в гололед тоже нужно быть внимательными и осторожными, не выбегать на дорогу перед идущим транспортом, а для того чтобы не упасть, люди должны передвигаться как лыжники.

– А вы умеете двигаться на лыжах? (Ответы детей.)

– Может быть тогда мы поедим до следующей станции на лыжах? (Дети имитируют ходьбы на лыжах.)

2-я станция «Наши дворы»

Воспитатель. Мы с вами посмотрели отрывок (5-е видео): идет дождь, всеять сосульки, бежит ручек. Какая опасность может поджидать весной нас у дома? (Ответы детей.)

Воспитатель. Смотрите, что делает мальчик? Что будет, если сосать сосульку?

Дети. Заболит горло.

Воспитатель. Что будет, если сбивать сосульки или стоять над висящими сосульками?

Дети. Упадет на голову.

Воспитатель. А что делать, чтобы сосульки, не упали нам на голову?

Дети. Не ходить около дома, где опасность, сбросить снег с крыши, сбить сосульки, огородить место, где висят сосульки.

Воспитатель. Правильно. А теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Сосульки».

Давайте садимся за стол поудобнее. Перед вами сюжетная картинка, на которой изображена сосулька, висящая на крыше и нарисована лесенка, на верхней ступеньки, которой схема предложения из двух слов, на следующей – схема из трёх слов и т.д., на последней – пять слов. (Воспитатель предлагает детям придумать предложения, количество слов в которых должно соответствовать схеме на ступеньках.)

Сосулька висит. \______ _____ .

Длинная сосулька висит. \____ ____ _____ .

Сосулька висит на крыше. \_____ _____ _____ _____ .

Длинная сосулька висит на крыше. \__ ___ ___ ___ ___ .

Воспитатель. Молодцы! Сбили сосульку. Я вам теперь скажу загадку, из ответа вы догодаетесь как мы продолжим свой путь. (Загадка про птиц.)

Воспитатель. Отправляемся дальше, как птицы. (Имитация – полёт птиц.)

3-я станция «В лесу»

Воспитатель. Посмотрите на экран (10-е видео). Что произошло?

Дети. Лес затопило.

Воспитатель. Почему?

Дети. Снег тает.

Воспитатель. Это природное явление называется паводок. Посмотрите, а кто это, на бревне?

Дети. Зайцы.

Воспитатель. Как мы можем помочь зайцам?

Дети. Помощь их вытащить.

Воспитатель. А давайте мы спасем зайцев (11-е видео), выполнив следующее задание. Посмотрите внимательно на образец, где находится заяц?

Дети. В воде.

Воспитатель. Вам необходимо переселить зайца на сушу собрав его из геометрических фигур. Из каких геометрических фигур составлены туловище, голова, ноги зайца? (Дети  называют фигуру и ее величину. Выполняется задание.)

Воспитатель. Молодцы, спасли зайцев! Давайте плывём к следующей станции. Садимся на стульчики имитируем гребем на лодке.

4-я станция «Речка»

Воспитатель. Мы смотрели отрывок. (12 видео) Какое явление, мы наблюдали весной у реки?

Дети. Ледоход.

Воспитатель. Чем опасен ледоход?

Дети. Можно упасть в воду, утонуть или заболеть.

Воспитатель. Какие правила нужно выполнять, чтобы не оказаться в воде?

Дети. Не подходить близко к реке во время ледохода. Не выходить на лёд весной. Не кататься на льдинах во время ледохода.

Воспитатель. Пройдите к столам. Давайте рассмотрим, какой лед весной. Из предложенных картинок, выбираем ту картинку, которая характеризует лёд.

Воспитатель. Лёд по температуре какой?

Дети. Холодный.

Воспитатель. Холодный как что?

Дети. Как мороженое, снег и т.д.

Воспитатель. Лёд по влажности какой?

Дети. Мокрый.

Воспитатель. Мокрый как что?

Дети. Как лужа, вода.

Воспитатель. Лёд по цвету какой?

Дети. Прозрачный.

Воспитатель. Прозрачный как что?

Дети. Как стекло.

Воспитатель. Лёд по рельефу какой? Гладкий как что? Лёд по размеру какой (толстый или тонкий)? Тонкий как что? Весенний лёд приносит пользу или вред? Какая польза? Какой вред? Давайте повторим, какой лёд весной? Поэтому не стоит приближаться к реке, а тем более кататься на льдинах во время ледохода. (Воспитатель задает наводящие вопросы.)

Воспитатель. А давайте мы с вами нарисуем ледоход. Сегодня будем рисовать льдинками. У вас на столах листы бумаги и льдинки белого и синего цвета. Вам необходимо льдинками синего цвета нарисовать реку. А теперь берите льдинки белого цвета, это будут льдины, плывущие по реке. Поставьте льдинки белого цвета на лист и посыпьте их солью. (Выполняется задание.)

Воспитатель. Молодцы! А теперь разложим свои рисунки в один ряд. Посмотрите, целая река получилась у нас. Я думаю, что сегодняшнее наше путешествие понравилась вам. А теперь еще раз вспомним. Какие опасности весной?

Дети. Гололед, сосульки, паводок, ледоход и т.д.

Воспитатель. Какие правила нужно соблюдать при гололеде?

Дети. Быть внимательными и осторожными, не перебегать дорогу, ходить мелкими шагами, как лыжники.

Воспитатель. При висячих сосульках?

Дети. Не подходить близко к сосулькам, не сосать их.

Воспитатель. При ледоходе?

Дети. Не подходить близко к реке, не кататься на льдинах.

Воспитатель. На этом наше путешествие закончилась. Дома можете рассказать про наше путешествие сестрёнкам, братишкам.